Река Суна, Карелия.
ст.Брусничная - оз.Суккозеро - оз.Гимольское - оз.Кудамгубское - оз.Чудозеро - оз.Линдозеро - оз.Викшеозеро - пос.Гирвас.
Плюсы:
- красивый и разнообразный маршрут
- порогов не очень много, что позволяет неопытной группе потренироваться в щадящем режиме
- удобный подъезд
Минусы:
- во второй половине маршрута (после Поросозера) довольно много народу,
ходят организованные группы на катах, рафтах и байдарках. На Викшеозере - плюнуть некуда.
Поход - это большая искусственная трудность,
для преодоления которой надо пройти
через много естественных препятствий...
Народная мудрость
Выбор "куда пойти" был небогат. А выбирали Андрей и Леша. Один хотел хорошего озерного маршрута
без порогов и без волока, а второй - речки с порожками или тоже хорошего озерного маршрута.
Команда наша до этого не прошла ни одной речки выше I категории, единственный маршрут
на категорийную речку (Великая, весна 1999) закончился неудачно из-за плохой организации
и недостаточной подготовленности участников. Поэтому сначала попытки Леши убедить Андрея
в разумности организации летнего похода на реку II категории были неудачными. Но из-за того,
что не удалось подобрать подходящий озерный маршрут (возвращаться на Кукас Андрей почему-то
никак не хотел, а ведь там были такие милые волоки и такие прекрасные места), "речной" вариант
стал преобладать. Тем более что надо же когда-то тренироваться! Выбор осложнялся еще тем,
что некоторым потенциальным участникам было совершенно необходимо прибыть в Москву раньше
остальных. Причем всем - в разное время. Рассмотрев несколько вариантов, было решено идти
на Суну от станции Брусничная (совместив, таким образом, речной маршрут с озерным),
хорошенько изучив лоции и основательно подготовившись к препятствиям реки...
Из весенней команды этого года, ходившей по Торопе, выбыла Таня по причинам командировки
и запланированного другого похода, поэтому пришлось Андрею искать матроса. Подкрепление
пришло из Нижнего Новгорода, и еще одним участником стал Саша Гнояной, с которым до этого
мы были знакомы только заочно (год назад мы ходили в поход по Керженцу с группой нижегородцев и
Саша был идеологом и организатором того похода, но сам пойти не смог). Кроме этого, к нам
присоединились еще Ира и Коля, ходившие с нами в 2000 на Тикшеозеро. Получилось десять человек.
За неделю до отъезда отказалась от похода Катя З. В результате Леша решил не искать матроса,
идти в одиночку, а окончательный состав команды оказался следующим:
- Леша Златов
- Андрей Беляков
- Катя Кирсанова
- Вадим Богданов
- Илья Лопатинский
- Ира Лопатинская
- Ира Кузьмина
- Коля Соловьев
- Саша Гнояной
Экипажи и плавсредства:
- Леша (Десна-2 "Паганель")
- Андрей, Саша (Таймень-2)
- Вадим, Катя (Вуокса)
- Илья, Ира Л. (Таймень-2)
- Коля, Ира К. (Катран)
Шли мы на порожистую речку в первый раз (кроме много походившей Иры К.), поэтому вопросам
подготовки перед походом было уделено достаточное внимание - были закуплены недостающие
спасжилеты, каски, проклеены стрингера и подготовлены гермомешки. Леша составил подробную
лоцию, пользуясь несколькими источниками (
книга Шилова "На байдарках по Карелии",
отчет(1),
отчет(2)
и совершенно замечательный рассказ)
и подробный план похода по дням. План изначально предусматривал "отделение ступеней", как позже
выразился Коля. То есть задумано было, что Коля, Ира К., Катя и Вадим идут с нами преимущественно
озерный участок маршрута до поселка Поросозеро, а Ира Л. и Илья идут с группой чуть дальше
и сходят в деревне Линдозеро. Заканчивать же маршрут должны были оставшиеся Леша, Андрей и Саша.
В результате получилось нечто похожее, но не совсем.
Перед отъездом Леша также пытался как-то выяснить вопрос с погранзоной. Начало маршрута по Суне
находится в старой "советской" пограничной зоне и, несмотря на то, что законодательно зона уже
давно отменена, разные люди говорят про трудности с проездом. В частности, существуют истории,
что в ж/д кассах Петрозаводска отказывались продавать билеты дальше Суккозера без пропуска
в погранзону или маршрутной книжки. Другие же люди, наоборот, пишут, что никаких документов,
кроме паспорта, не нужно и что пограничников не видели вовсе. Вообщем, в результате обзвона
различных инстанций (главный штаб погранвойск, управление ФПС, ОВД), выяснилось, что на самом
деле никто из них ничего не знает про то, как можно оформить пропуск в погранзону. Последний
появившийся в нашем списке (и, кстати, самый лучший) вариант - оформить маршрутную книжку
в турклубе - мы реализовать не успели. Поэтому Леша бросил все попытки оформить какие-либо
документы и, положившись на удачу, оставил на крайний случай возможнось прогуляться
к пограничникам в Петрозаводске...
Ходят упорные слухи, что режим погранзоны в Карелии снова вернули
в прежние, "советские" пределы. И, возможно, что теперь снова требуются маршрутные книжки,
командировочные удостоверения и приглашения от жителей "зоны". Слухи эти пока, правда,
не подтвердились, но стоит подстраховаться...
|
Уезжаем в пятницу ночью. Времени ни у кого нет, поэтому приходится выгадывать любой день.
В результате все продукты, каски и т.п. покупали на неделе, в пятницу с трудом доработали
и - вперед.
Собирались в 0:00 у привычного и любимого "лысого камня". Леша, Илья и Ира Л. подвезли около 11
первую партию вещей, которыми и был захвачен плацдарм у популярного места. Рядом с нами
ждет поезда большая группа школьников без средств сплава, но зато с большим (если не сказать,
огромным) количеством картонных ящиков, перевязанных веревочками, и одним каячным веслом. Видимо,
идут на катамаранах или рафтах, уж там есть куда девать все это...
Как-то раз на Чусовой мы повстречались с катамаранщиками, так они чуть ли не коньяк
в ящике везли ;-)
Народ потихоньку собирался, мы разминались квасом, было хорошо и время летело незаметно.
Вадим, Катя, Саша и Андрей сделали марш-бросок в "Рамстор" где, после недолгих и оживленных
споров купили в поезд эль (гуляем!), "Очаковское", соки и закуски. В контрольное время сбора
на месте не оказалось только Иры К. и Коли. Как наиболее продвинутые туристы, они заехали
на машине чуть ли не на платформу, где успешно разгрузились и Ира отправилась к остальной
группе. К этому времени уже пора было таскать вещи к поезду. И, хоть его никак не подавали,
вещи оттащили к месту стояния Коли. Леша при этом слегка потерялся, бегал с байдаркой на
плечах по платформе в поисках хотя бы одного знакомого лица. Коля лишь через некоторое время
выловил "заблудшую овцу" и привел в чувство. Поезд все же подали, мы погрузились без приключений
и излишней паники.
Наши места - это стало уже какой-то традицией - два последних плацкартных купе и еще два места
Иры и Коли в начале вагона. Отъезжали, как всегда, хорошо и весело, эль пошел "на ура"
и расползлись спать только около трех.
Прибытие в Петрозаводск состоялось по расписанию и вскоре после этого куча наших вещей украшала
платформу славного города. Сразу пошли покупать билеты до Брусничной. Оказалось, что все хорошо,
никаких справок и т.п. не требуется и с пограничниками вряд ли предстоит общаться. Не очень-то
и хотелось. Постояв в очереди, купили билеты.
Раньше никому из нас (кроме Иры К., которая, как уже говорилось, повидала многое)
не удавалось посмотреть этот город, поскольку предыдущие два похода в Карелию не предусматривали
пересадки здесь. Поэтому собравшись и оставив Иру с книжкой охранять вещи, мы по основной улице
города - проспекту Ленина - прошли до набережной. Там осмотрели "Рыбаков" (они показались лично
мне гораздо более симпатичными и живыми, чем их обычно изображают на фотографиях) и другие
скульптуры, выполненные в основном в авангардном стиле. Больше ничего не успели, немного посидели
у вод Онеги и отправились обратно на вокзал.
Оказалось, что поезд уже подан и подан на вторую платформу, далековато от кучи наших вещей. А тут
еще где-то по пути с набережной потерялись Вадим, Катя, Андрей и Саша (как потом выяснилось,
в магазине). В результате почти все вещи таскали остальные участники в режиме аврала, вообщем-то
еле-еле успев погрузиться.
Поезд идет медленно, часто останавливается на небольших полустанках. Едем всю ночь.
Прибыли на ст.Брусничная в 4:14. Станции здесь фактически нету, только домик путевого обходчика
(или как его там?). Разгрузиться пришлось прямо на соседний путь. Погода пасмурная,
даже пытался накрапывать дождь, но безуспешно.
Следуя указаниям многочисленных лоций, мы направились по ходу движения поезда до переезда,
там повернули налево и оказались на месте стапеля. Здесь довольно грязненькая полянка - много
всякого ржавого барахла, но жить можно. К слову сказать, с нами с поезда сошла еще одна группа,
но они сюда не пришли, а сразу пошли в какое-то другое место, потом мы их видели на берегу
чуть южнее.
Собрались. Но выйти сразу не удалось, потому что Вадим сразу после спуска байдарки в воду
обнаружил течь. Пришлось задержаться для просушки и заклейки, поэтому вышли только в 9:00.
Вадим сразу закинул спиннинг и удача улыбнулась ему очень скоро - буквально мы успели подойти
к группе островов перед выходом на основной плес - большая щука уже сидела на крючке.
ЗДЕСЬ ФОТО КАТИ (ВАДИМ С ЩУКОЙ)
Пересекаем Суккореро. Погода стоит прекрасная, утренние облака постепенно разошлись,
озеро радует красотой берегов, ветер (как ни странно) попутный и несильный. Слева,
на юго-востоке, виднеется массив горы Воттоваара. Леша бредит мыслью повторить вылазку на эту
гору, описанную в одной из лоций. Все, кроме Саши, относятся к этой идее, мягко говоря,
скептически (а зря, ведь эта гора уникальна в геологическом смысле и, кроме того - это один из немногих
сохранившихся и обнаруженных памятников цивилизации саамов-лопарей,
см.
здесь).
По берегам встречаются отличные песчаные пляжи и на одном из них, в сужении озера, мы остановились,
чтобы перекусить и искупаться. Перекусывали, в основном, крупной и спелой черникой, которая
в больших количествах обнаружилась сразу за узкой полоской пляжа. Для купания оказалось
несколько мелковато и чтобы немного поплавать, самым настойчивым пришлось отойти метров
на 50 от берега. Остальные просто окунулись. Обсудив план на сегодняшний день, решили дойти сегодня
до озера Колми, чтобы завтра иметь больше времени на прохождение или обнос порога "Нежданный".
ЗДЕСЬ ФОТО КАТИ (ГРУППА КУПАЛЬЩИКОВ)
Дошли до истока Суккозерки. Здесь много небольших островов и каменных отмелей. На нескольких островах
были замечены избушки, которые, очевидно, служат "дачами" для жителей поселка Суккозеро. В истоке
находится полуразрушенная плотина, через которую мы провели наши байдарки. Следом за плотиной,
за поворотом, довольно коварное место с быстротоком, затягивающим под бревна. Здесь пришлось
обеспечивать страховку с бревен и направлять байдарки на нужный курс.
После этого препятствий на реке до озера Колми нет. Берега в основном болотистые, но стоянку
при большом желании найти можно - мы видели два неплохих места. До озера плыли что-то очень долго (по ощущениям)
и ожидали увидеть его за каждым поворотом. Наверное сказывается усталость и большое количество
впечатлений этого дня. В конце концов озеро открылось перед нами во всей своей вечерней красоте.
Едиственная стоянка на озере находится в его юго-восточной части, около устья небольшого тихого ручья.
Ориентир - "лысый" холм. Эта стоянка упоминается во многих лоциях и вполне заслуживает того, чтобы
на ней стоять. К ее недостаткам следует отнести неудобства при выгрузке на берег (приходится стоять
в илистой жиже) и проблемы с набором питьевой воды (озеро мелкое и за чистой водой надо плавать на середину).
После того как палатки были поставлены, полдник съеден, основная часть команды расползлась по палаткам
дрыхнуть. Вадим же, ободренный утренним рыбацким успехом, и Леша, ободренный успехом Вадима, отправились
рыбачить. Правда, рыба в этот вечер ловиться не хотела... Зато на свой собственный спиннинг попался Вадим,
всадив один из крючков тройника глубоко в ладонь. Леша, вернувшийся рыбалки, был встречен оптимистичной
фразой: "Ну что, готовь скальпель, доктор". Сказать, что фраза обрадовала доктора - это ничего не сказать.
Особенно когда он увидел, что же предстоит делать... Конечно, первая идея "операции", пришедшая в голову Вадиму
и поддержанная Лешей, была слишком скороспелой. Человеку, который кроме колбасы ничего существенного
(и тем более живого) не резал - вырезать скальпелем крючок, ушедший в ладонь миллиметров на восемь...
Это... Да. Вообщем в результате Вадиму было очень больно, Лешу начало мутить, а крючок остался на месте.
Следующая идея, заимствованная из фильма "Особенности национальной рыбалки", была лучше: Вадим "допроткнул"
крючком ладонь, вывел острие наружу, с помощью Коли откусил его пассатижами и крючок легко вышел. После рану
обработали и... все обошлось.
Этот полный впечатлений день (который многим показался длиной дня в три) закончился купанием с "купального"
камня (большой камень метрах в двадцати от берега, возле него относительно глубоко и чистая вода),
ужином с жареной щукой и песнями у костра. Неплохое начало путешествия :-)
Поднялись сегодня в десять утра. Купались, готовили завтрак, собирались. Катя с Вадимом собирались особенно
долго, поэтому остальные, спасаясь от комаров, обосновались на "купальном" камне, загорали и купались.
Вышли около часа.
На выходе из озера простой перекат. Чуть далее, после спокойного участка с лилиями, короткий перекат-порожек
из двух ступенек с мелкосидящими камнями. Затем были еще два небольших переката, но они не запомнились совершенно.
За одним из поворотов впереди виден деревянный мост - это ориентир порога "Нежданный", IV категория сложности.
Слева, около остатков старых деревянных гидротехнических сооружений удобное (хотя и несколько подтопленное) место
для причаливания и начала обноса.
Мы отправились осматривать начало порога. Лучше всего это делать с моста и, далее, по обоим берегам по тропинкам.
При прохождении порога обязательно нужно обратить внимание на величину зазора под мостом. После моста в пороге
много камней и мелко (при нашем уровне воды). Ира К. и Коля решили частично пройти порог, начиная от моста.
Саша, Андрей и Леша обеспечивали страховку на правом берегу, куда прижимает струя, чтобы "поймав" байду, направить
ее дальше в узкую протоку между камнями. Получилось почти все как хотели, но Андрей, поймавший в красивом прыжке
байдарку за нос, искупался вместе с фотоаппаратом, висевшим на шее. Ира с Колей, чиркнув по паре камней, скрылись
за поворотом... Остальные отправились обноситься. Тропа волока хорошо видна и утоптана, весь волок в длину
метров 200-300. С волоком управились быстро. А Ира с Колей никак не появляются... Ждали, ждали - не выдержали.
Вадим и Леша на байдарках поднялись вверх по течению ко второй ступени порога. Конечно, по сравнению с первой,
вторая ступень производит впечатление... Может быть, при малом уровне воды она и не дотягивает до четвертой
категории, но что тут творится в половодье, можно себе представить... Ира с Колей нашлись на берегу с задумчивыми
выражениями на лицах. Ире явно очень хотелось пройти этот небольшой сложный участок и Коля в конце концов поддался
и, надев Лешины спас и каску, сел в лодку. Вадим с Лешей расположилсь на разных берегах с фотоаппаратами.
Прохождение удалось - задуманный план прохождения был выполнен полностью и, вылетев из сходящихся косых валов,
Ира победно вскинула руки - получилось!
На прохождение порога и последовавший перекус и купание в глубокой заводи ушло много времени, день уже начал
клониться к вечеру. Ощущение этого усугубили серые облака, затянувшие небо. А пройдено сегодня еще мало, нужно
идти дальше.
Прошли краем озера Торос. Здесь по правую руку стоит группа байдарочников. Почти все они рыбачат. Вадим тоже
закинул спиннинг и в очередной раз вытащил щуку. Но в этот день удача улыбалась кривой улыбкой - каким-то
образом он сломал свой хороший спиннинг и, что еще более обидно, пойманная щука сбежала вместе с подсачеком.
Перед мостом автодороги небольшой симпатичный порожек с правым поворотом. При просмотре нашли несколько старых
грибов. Вообще с грибами в этом году плохо... После порожка следует разлив реки и затем - последний порожек перед
выходом в Гимольское озеро. Этот порожек совсем короткий, но стремительный и с небольшим прижимом к правому берегу.
Все прошли хорошо, только Андрей с Сашей неудачно вырулили, в результате их развернуло боком и вынесло на камень.
Чтобы не сломать байду, экипажу пришлось выпрыгивать в воду.
На выходе в Гимольское есть несколько стоянок, но нам они не понравились, да и нужно было идти дальше.
Поздний вечер. Среди разрывов низких облаков видны сполохи северного заката... Хороших стоянок нет... Западный берег
острова Денга низкий, подболоченный, поросший густым березняком. Найти стоянку на нем очень затруднительно. Лишь
на одном из небольших островов мы обнаружили более-менее нормальную стоянку, но большинству место не понравилось.
После колебаний и вопросов: "Ну, что будем делать?" решили идти дальше, к запланированной стоянке, которая находится
за островом Денга на восточном берегу озера...
В результате ночного марш-броска, задерживаемые только желанием Вадима порыбачить в ночи, мы добрались до намеченной
стоянки. Найти ее оказалось действительно легко по хорошо заметной полосе песчаного пляжа, как и было указано в лоции.
Стоянка очень обширная и на самом деле состоит из нескольких соседних стоянок, так что 3-4 группы могут
достаточно нормально разместиться здесь в случае необходимости. Сегодня здесь тихо, никого нет - по крайней мере
как нам показалось поначалу. Потом заметили машину, которая, как рояль, спряталась в придорожных кустах. Почему-то
мы спугнули находившихся в ней людей и через некоторое время машина уехала, оставив нас в одиночестве.
Пока разгружались, ставили палатки и готовили еду, наступило раннее утро, облака над озером окрасились в нежно-розовые
тона, начали просыпаться птицы... Сегодня наш командор в далекой Англии должен был защититься и стать "Dr. Savenko".
Поскольку мы нисколько не сомневались в его успехе, пили за вновь испеченного доктора философии :-)
Все разошлись спать, только Леша с Вадимом рыбачили некоторое время, любуясь утренними пейзажами...
Сегодня дневка. Утомленные вчерашним ночным переходом, просыпались медленно и неохотно.
С утра к стоянке подъехал мотоцикл с двумя мужиками. Их не было видно весь день - рыбаки, судя по всему.
Как это обычно и бывает на дневке, народ занимался кто чем: все попеременно купались и загорали
(погода сегодня теплая, хоть и немного ветренно), Коля клеил байдарку, Вадим и Леша рыбачили...
Ближе к вечеру собрались сходить на высоту 204, на которой, судя по одной из лоций, должна была быть
геодезическая вышка. Андрей остался охранять лагерь, сказав, что вчера он с озера вышки не видел - значит ее нет,
а остальные отправись в путь. Вышки мы не нашли, хотя и вышли на самую высокую точку. Здесь идут лесоразработки,
никаких следов вышки нет - может быть ее уже разрушили? Поедая по пути чернику, посматривая по сторонам в поисках
грибов (Вадиму удалось найти несколько штук), неспешно вернулись в лагерь.
Ужин готовили сообща. Дежурные Андрей и Саша варили плов, Леша готовил пойманную Вадимом рыбу, девчонки
мяли чернику для блюманже. Постепенно темнело, на северо-западе разгорался красивый закат, ужин удался
на славу, было хорошо и весело. Любовались закатом, немного пели песни, разговаривали...
Даже если ветер попутный, то как только вы
поставите парус - он в лучшем случае прекратится.
Приобретенная мудрость (подражание Мерфи)
Вышли около часа. Сегодня сильный северо-западный ветер, на озере волна. К счастью, ветер попутный, так что
Ира К. загорелась мыслью соорудить парус из тента для палатки. Памятуя, что "лучше сейчас полдня потерять,
потом за пять минут долететь!", скомпоновали пентамаран, привязали к веслам парус, подогнали все веревочки...
Чем ближе был момент подъема паруса, тем тише становился ветер. И когда мы его окончательно подняли, ветер
стих совсем. То есть до полного штиля. И не помогли ни совместное раздувание парусов, ни шаманский свист.
Пришлось снять парус и снова взять в руки весла (тут, конечно, ветер снова начал усиливаться).
Дошли до последнего плеса озера Гимольское. Исток Суны обнаруживается легко, река здесь широкая. Остановились
на левом берегу перекусить. Леша покидал спиннинг, поймав двух маленьких щурят, но обоих отпустил
- совсем еще мелкие.
Русло реки в этом месте широкое, течение быстрое. Практически не гребя, мы меньше чем за час преодолели четыре
километра и дошли до острова перед озером Кудамгубское. На нем две отличных стоянки - полно крупной и зрелой
черники, высокие деревья, не очень много комаров, хорошее место для купания. Решили остаться здесь на ночь.
Всей командой рыбачили. Вообще на Суне рыба гораздо лучше ловится в реке, чем на озере. Поймали трех щук,
четырех щурят, окуня и плотвичку. Ужин получился просто замечательный - уха из щук и щурята запеченные
в фольге под луком и майонезом. Все получилось очень вкусно.
Часов до двух сидели у костра. Ночью стало прохладно, на реку из леса выполз туман...
По предварительному плану, составленному до похода, назавтра Вадим, Катя, Коля и Ира К. должны были сойти
с маршрута в поселке Поросозеро. Но оказалось, что Ире и Коле нужно быть в Москве на один день позже, поэтому
план изменили и они решили дойти со всей командой до первых порогов - Пристанского и Валазменского, пройти их,
и уже оттуда сняться с маршрута, договорившись о машине в поселке.
После вчерашних посиделок утро началось поздно, да еще всем вздумалось помыть головы и побриться.
Вышли поздно. Сегодня намечается небольшой переход - только до Чудозера. Только Вадим и Катя, поскольку
они сегодня уезжают домой, идут до Поросозера.
Вадим с Катей отплывали последними и в момент отплытия Вадим утопил спиннинг (к тому времени это был уже
второй спиннинг - первый, как вы, конечно, помните, был сломан в начале похода) вместе с хорошей катушкой
и любимой блесной. Течение в этом месте сильное, дно глубокое, поэтому попытки поисков провалились. Правда,
при "тралении" дна Лешиным спиннингом вместо ожидаемого спиннинга поймалась приличная щука, которую Вадим
со словами "ну ты-то еще откуда!", выбросил на берег. Спиннинг не нашелся, вся команда в течение часа загорала
на озере в ожидании.
Озеро Кудамгубское мелкое, поросшее тростником и кувшинками. Хороших стоянок на нем мы не видели, но судя
по отчетам, есть стоянка в северо-западном его углу.
Жара, полный штиль, слепни... Грести не хочется совсем, тем более, что пройти нужно каких-то
километров десять... В истоке реки остановились на перекус и купание. Купание, правда, не задалось,
потому что налетел холодный ветер, стало прохладно, и в воду так никто и не залез.
На отрезке пути между Кудамгубским и Чудозером ничего примечательного не было, разве что обсуждали вопрос,
зачем вдоль берегов стоят сваи. Высказывались различные версии (вплоть до того, что это остатки укреплений
финской системы обороны), но сошлись на том, что это бывшие ряжевые стенки, строившиеся для осуществления
лесосплава.
Вот и Чудозеро. Стоянка в основании большого мыса прямо по курсу (указанная в лоции) занята. Но, зайдя за мыс,
мы сначала обнаружили место для купания (к этому моменту опять захотелось залезть в воду), которое практически
сразу оказалось стоянкой на сегодняшнюю ночь - стоило только пройти по берегу 20 метров.
После купания Катя с Вадимом отдали продукты, остатки Autan'а, пойманную утром щуку, на прощание
сфотографировались и попрощались. Теперь нас оставалось семь.
Потихоньку собрали палатки и, хотя время было еще совсем раннее, улеглись спать. Леша вместо сна рыбачил
и даже поймал пару небольших щучек.
К вечеру подул ветер и жаркий летний день закончился непродолжительным дождем и красивейшей двойной радугой,
которая стояла одним своим концом в проливе, ведущем к Поросозеру. Тут необходимо выразить благодарность Саше,
который первым заметил это чудо (та сторона загорожена от стоянки деревьями и радуги не было видно). Радугой
любовались долго - на самом деле, такое редко удается увидеть...
Потом ужинали, пили чай с конфетами от Иры с Колей, пели "Кино" и пр.
Сегодня собрались и вышли почти как запланировали - в 12:15. С самого утра вокруг ходят грозы, иногда
начинает накрапывать дождичек.
Девять (примерно) километров до поселка Поросозера прошли быстро. Места вокруг очень хорошие - много стоянок,
приятный берег. Но сказывается близость к крупному поселку - часто встречаются рыбаки. Погода вроде разгулялась -
опять светит солнышко, дождя как не бывало, настроение замечательное.
Дойдя до поселка, остановились на левом берегу за мостами. Коля отправился договаривать насчет машины к Валазменскому,
Андрей с Ирой и Ильей - купить молока и еще какой-нибудь местной провизии. Ходили они долго (вообще, эта фраза,
которую мне приходится писать регулярно в каждом дневнике, начинает уже надоедать, но из песни слова не выкинешь).
Все прошло успешно - Коля договорился с водителем, а плодами трудов группы фуражиров (молоко, хлеб, сухари) мы очень
мило подкрепились на бережку. Грузимся и отчаливаем. Времени у Иры и Коли уже впритык - а надо еще пройти два порога,
просушить лодку и собрать вещи.
Минут за десять до того, как мы вновь оказались на воде, на реке позади нас появились две байдарки. Тут следует упомянуть,
что хороший знакомый Леши (а, вообщем, это был начальник его отдела, некто А.В.) почти в те же сроки, что и наша команда,
сплавлялся по Суне по тому же маршруту. Поэтому Леша периодически на маршруте оглядывался назад, а по вечерам у костра
рассказывал всякие байки про пятилитровые канистры со спиртом, которые начальник обещал загрузить в свой "Салют"...
И вот она - встреча на Суне. Но, увы, пока несостоявшаяся. Наша команда вынуждена торопиться, а маршрут еще не закончен
и наверняка встреча состоится ниже (особенно учитывая наш график движения и опыт в прохождении порогов). Так, предоставив
А.В. и его спутникам наблюдать наши спины, мы продолжили плавание...
Опять вокруг ходят грозы, погода хмурится, но нас не задевает. После длинного плеса, начинающегося сразу после моста,
река вновь сужается. И вот мы слышим шум порога II категории сложности, первого на маршруте и в нашей жизни (кроме
Иры К., разумеется). Это Пристанский. Порог состоит из двух ступеней, разделенных уловом у правого берега. Осматривали
и проходили по одной ступени. Обе ступени чистые по главной струе при нашем уровне воды.
Первыми порог проходили опытные Ира и Коля, которые сразу после прохождения отправились осматривать и проходить
следующий порог - Валазменский. Время встречи уже поджимает. Остальные закончили прохождение и двинулись следом.
Ира и Илья во второй ступени порога Пристанский
Валазменский порог производит гораздо более сильное впечатление, чем Пристанский. Он короче, почти прямой, но падение
воды ощутимо больше. В струе стоят приличные валы. Справа, примерно на треть русла, неприятно (для залетевшей байдарки,
например) лежит плита, слева серия камней. Главная струя вроде чистая, но на выходе она упирается в каменный "заборчик",
довольно трудно различимый с воды. Вообщем, довольно страшненько при отсутствии опыта. После осмотра с правого
берега в прежнем порядке скатились по порогу. Все прошли удачно по струе, только Андрея и Сашу занесло слегка влево
и немного поколбасило в боковых бочках.
На Валазменском пороге во времена Петра I был заводик (кажется, медеплавильный), здесь сохранились остатки сооружений
(хотя, возможно, сооружения принадлежат уже более позднему времени) и много зеленоватого шлака. К порогу с обоих сторон
подходит дорога и на обоих берегах реки стоят рыбаки и ловят хариуса (или форель?).
Ира с Колей, как и в случае с Пристанским, прошли порог первыми и отправились на поиски машины, которая уже должна была
их ждать. Когда все остальные участники закончили прохождение, первопроходцев уже не было видно. В это время Леше пришла
в голову мысль, достойная осмысления: около какой дороги Коля договорился встретиться с водителем? По карте выходило,
что есть только две дороги, подходящие к реке на расстоянии 5 километров вверх-вниз по течению, и обе они сходятся
на самом пороге. Спеша разрешить сомнения, команда двинулась дальше в поисках Иры и Коли. Кроме желания пожелать
друзьям "счастливого пути", нами двигало еще и низменное чувство потенциального голода, ведь в байдарке отъезжающих
оставалась большая часть продуктов...
После Валазменского порога река образует небольшой разлив, потом следует перекатик в озерцо, из которого три протоки
ведут в еще одно небольшое озерцо. Здесь, между второй и третьей протоками есть стоянка.
Но Иры и Коли здесь не было. Не было здесь ни дорог, ни машин, ни водителей. Был только наступающий вечер, тихая
поверхность озера и начинающий подниматься редкий туман. Мысли приходили в голову разные: они нас не дождались
и уехали (сомнительная), мы их не заметили и проскочили (возможная), они прошли дальше (верить в которую не хотелось).
Карта и лоция в один голос твердили, что дальше, после двух небольших шивер, следует Мельничный порог
и за ним - Пяльвозеро. И никаких дорог. Мы разделились и обыскали окрестности обоих небольших озерков - это ничего
не дало. И когда, уже совершенно сбитый с толку, Леша увидел пропавших товарищей в истоке реки, от сердца немного
отлегло. Наши друзья тащили байдарку на веревочке. Оказалось, что они проскочили оба озера, дошли до Мельничного
порога и даже собирались пройти "этот несложный" (по выражению Иры) порог. Но, по счастью, этого им делать не пришлось,
потому что группа катамаранщиков, стоявшая на пороге, объяснила Ире и Коле, что они давно уже проскочили все возможные
места встречи с машиной. Поэтому пришлось возврщаться назад, проведя байдарку вверх по течению через довольно
бурные шиверы.
Было ясно, что шофер уже давно уехал домой и вряд ли еще когда-нибудь поедет на этот порог по просьбе туристов
(если только с предоплатой). Это нас расстраивало, но еще больше заботило, как же теперь добираться до станции.
Оставалась надежда на рыбаков с Валазменского - у них был мотоцикл. Коля и Ира решили попытать счастья там,
а в случае неудачи попытаться пешком добраться по лесной дороге до трассы Суоярви - Поросозеро и на ней ловить
машину до станции. Они отдали остающимся запасы еды, наскоро перекусили, простились с командой, сели в лодку и
направились к Валазменскому порогу.
Если вкратце - то нас спас тот мотоцикл. Машины, естественно, уже не было, но с хозяином "Урала" (Саша, воевал
в Чечне) договориться оказалось несложно. В общем мы пулей (менее, чем за час, кажется) все разобрали-собрали
и по лесной карельской дороге, местами сопоставимой с той, по которой нас вез грузовик от станции Чупа (в 2000-м году),
мы с ветерком и без особых проблем (ценность Урала в таких условиях - отдельная тема) долетели до станции
в начале 12-го часа. Идея идти пешком себя бы не оправдала, т.к. дорога до "трассы" (засыпанная гравием дорога,
ни единой машины) весьма длинная и с нашими грузами мы бы топали по ней порядочно, а потом еще и по "трассе".
Короче, шансы в этом случае были бы весьма более призрачными. На станции встретили двоих из команды начальника
Леши, в итоге они нам передали попутчика, сходившего в Поросозере, у которого были легкие проблемы с самочуствием.
На его замену должен был подсесть другой, но он в поселок не прибыл (о нем они и спрашивали у моста).
Как только стали собирать лодку на берегу, Ира вспомнила, что забыла отдать крупы :) (что вы там ели?).
С мужиками со станции мы передали крупы в надежде, что они вас догонят. Со слов Леши, не догнали ;)
Дальше все было более-менее, но на Кижи попасть не удалось, т.к. места надо было заказывать загодя (не иначе,
как в день проезда "туда"), и в день отъезда ничего уже не купишь.
Только в Москве досушили вещи и шкуру, из котрой всю дорогу лилась сунская вода :)
|
Оставшимся тоже надлежало поторапливаться, потому что был уже вечер, а по плану стоянка намечалась либо
на Мельничном пороге, либо на Пяльвозере. Поскольку на пороге стояли катамаранщики, оставалось только озеро.
Был еще вариант остановиться на упомянутой чуть выше стоянке прямо здесь, но стоянка не очень понравилась.
Пошли дальше.
После озерка, как и говорила Ира, следуют две быстрые шиверы с поворотами и далее, за еще одним поворотом,
виднеется порог Мельничный (III к.). Мы пристали на левом берегу для осмотра. Здесь идет утоптанная тропа. На пороге
повстречались с хмурой девушкой с фотоаппаратом, которая очень недоверчиво на нас косилась и угрюмо молчала.
Не обратив на это внимания, осмотрели порог. От места, где стояли наши байдарки, река плавно поворачивает направо,
а метров за 20 перед порогом следует поворот с сильным течением и нужно вписаться в совсем небольшие воротца между
двух плит. Есть еще вариант пройти правым берегом, лавируя между многочисленных камней, но для этого еще надо
попасть под правый берег. Постояли, посмотрели... и решили не проходить. Много было сегодня новых ощущений,
все устали, солнце садилось и лезть в порог не хотелось. Значит - обнос и поиск стоянки на озере.
Пока мы рассматривали порог, упоминавшиеся ранее катамаранщики перетащили катамаран от своей стоянки за порогом
к месту, где мы оставили лодки, и приготовились кататься. Встреченная нами девушка, как оказалось, была фотографом
прохождения. К сожалению, заход в порог им не очень удался, судно занесло вправо, и экипажу пришлось повозиться,
снимая кат с камня.
Обнесли порог по тропе и вышли в Пяльвозеро. Солнце село, небо затянуто облаками. Берега озера начали потихоньку
скрываться во тьме. Перспективы поиска стоянки на озере в темноте стали реальностью уже второй раз (чуть раньше
в этом походе мы уже плавали ночью по озеру во поисках стоянки). На протяжении примерно пяти километров стоянки
не попадались. Две или три были уже заняты, а других хороших мест просто не было (или мы их не видели).
Только в сужении озера, примерно посередине озера, по левую руку, на выдающемся далеко в озеро песчаном мысу нашлась
прекрасная стоянка. Недостатком ее следует признать близость дороги, но нас это не пугало.
Если погода с утра хорошая, к вечеру она испортится.
Если же она плохая, к вечеру стоит окопать палатки.
Правда жизни
Ночью прошел дождь и наступившее утро не давало повода для радужных надежд в отношении хорошей погоды днем -
небо затянуто серыми низкими облаками. Спали долго - вчера был непростой день. Потом бродили по стоянке и около нее,
завтракали сухарями с чаем, Леша играл на гитаре сидя на берегу, Саша ходил вокруг стоянки с фотоаппаратом,
Ира и Андрей организовали заплыв на другой берег Пяльвозера, а Илья сопровождал пловцов на байдарке в качестве
группы поддержки.
По инициативе и.о. командора пересчитали продукты. В результате выяснилось, что Ира с Колей во время вчерашних
поспешных сборов отдали нам не все. Причем у них остались одни из самых полезных продуктов - гречка и рис.
Костлявая рука потенциального голода потянулась к туристам... но была остановлена оптимистичным завхозом:
"Ерунда, у нас еще полно продуктов, недаром я всегда беру с запасом!". Тем не менее Леша настоял на составлении
примерного меню и расхода продуктов на оставшиеся дни. Вроде бы всего хватает, но каши на завтрак мы лишились
и пришлось заменить ее перекусной ветчиной.
Илья и Леша немного порыбачили, поймав несколько окуней и щуку. На ужин ели рыбный суп (на полноценную уху улова
не хватило) и макароны с тушенкой. Леша попытался сделать блины из обыкновенной муки, но что-то в рецепте было
не так (судя по всему, не хватало яиц, как заметила Ира) и блины жариться отказывались. Тесто честно булькало
на противне, но не застывало. Этот аттракцион продолжался некоторое время, пока, наконец, горе-повар был вынужден
признать свое кулинарное поражение. Котелочек с тестом был отставлен в сторону, противень снят с огня, и дежурному
осталось только сконфуженно предложить попить чаю с сухарями...
Погода портится, вокруг бродят грозовые облака. Доходит и до нас. Гроза сначала задела стоянку краем, потом
вернулась "колбаской" (туча в виде "колбаски", расположенная поперек озера, каталась туда-сюда вдоль озера),
а напоследок просто затопила нашу стоянку, образовав несколько новых небольших озер. От полного затопления
палатки спасло только окапывание веслами, но кое-какие вещи все же подмокли. Особенный восторг Ильи и Иры
вызвала обширная и глубокая лужа расположенная на том месте, которое вчера рассматривалось ими как
хорошее для установки палатки...
Так закончилась наша дождливая дневка и мы легли спать с надеждой на завтрашнее солнышко.
Ночью с перерывами шел дождь, закончившийся незадолго до подъема единственного дежурного - Леши. Вокруг все сырое,
но запасенные с вечера дрова сделали свое дело. На завтрак сегодня пшенная каша и, по желанию, питательная пищевая
добавка "тесто вчерашнее недоделанное обыкновенное". Если это смешать, получается очень даже ничего, особенно когда
каши не хватает (пшенки осталось мало, это единственная наша каша, и мы экономим).
Сегодня нам предстоит длинный переход - примерно 35 км. По изначальному плану участок от Пяльвозера до Линдозера
предполагалось пройти за два дня, но Илья с Ирой засомневались в целесообразности окончания маршрута в деревне
Линдозеро - не хочется уезжать раньше времени и есть сомнения, что удастся найти транспорт до железной дороги.
Поэтому, посовещавшись, мы решили сэкономить один день на переходе Пяльвозеро - Линдозеро, пройдя его за один день,
в результате чего Илья и Ира получали возможность пройти весь маршрут до Гирваса в нужные сроки, правда, отменив
при этом для себя запланированную дневку на Викшеозере. Был еще вариант с отменой дневки на Линдозере, но не хотелось
этого делать, поскольку озеро хвалят во всех лоциях и был смысл там задержаться.
Итак, учитывая сегодняшний переход, подъем был объявлен на час раньше, в девять утра. Несмотря на это, собирались
долго - много мокрых вещей, приходилось их подсушивать, по-другому укладывать в гермы. Дольше всех возился Леша,
у которого подмокла палатка и кусочек спальника.
Вышли со стоянки около 13:00. Примерно за полчаса до этого мимо нас по середине озера прошли знакомые катамаращики,
стоявшие на Мельничном.
Проходим вторую половину Пяльвозера. По берегам сенокосы, близко подходит дорога. Но встать вполне можно при желании
и необходимости. Хорошее место есть в конце озера - здесь на круглой скале стоит изба и можно разбить очень неплохую
стоянку, когда нет рыбаков.
Пяльвозеро закончилось и мы вышли в Суну. Недалеко от истока, на острове (обозначен на карте) есть изба, тут можно
остановиться на ночлег. Дальше берега болотистые, неитересные. Так продолжается довольно долго (по одной из лоций - 7 км),
болота иногда перемежаются островками преимущественно соснового леса.
На острове перед порогом Маркоткоски догнали, наконец, катамаранщиков. Осмотр порога можно произвести с южной стороны
островка, но отсюда почти ничего не видно - только буруны, и чувствуется, что местами мелко. Мы вернулись к байдаркам,
перекусили сушечкой и передислоцировались к началу порога. Леша переплыл на правый берег и, перескакивая по старым
бревнам и камням, подобрался поближе к гряде камней, которые, собственно и являются основным препятствием. Идти следует
сначала по струе, а потом забирая влево, уклоняясь от "каменного забора" и стремясь в улово у левого берега.
Катамаранщики не стали утруждаться дополнительными просмотрами и удовлетворились комментариями Леши. В результате они
ненадолго застряли в "заборе" (а ведь им говорили - забирайте левее!). Дождавшись, пока они пройдут, пошли и мы.
После Маркоткоски следует еще несколько небольших порожков и островков, а потом длинный участок спокойной воды, который
заканчивается порогом Коссаниски (обозначен на двухкилометровке). Ориентир порога - небольшой островок. Правая протока
широкая, идти следует по ней. Мы влетели в порог без просмотра и, вообщем, там оказалось довольно весело. После окончания
острова протока поворачивает резко влево, а байдарка по инерции идет прямо - на мелководье с камнями, откуда приходится
выбираться обратно в основную струю. Струя узкая, идет под самым берегом и в конце порога падает с небольшой приступочки.
Потом следует несколько перекатов и начинается порог Корбикошки. Порог несложный - фактически нужно аккуратно пройти
в двое "ворот", образованных из двух камней каждое. Осматривали по правому берегу и довольно долго. Обычная дневная
норма сегодня уже пройдена (прошли около 25 км), все подустали. Андрей и Саша долго ходили вокруг порога, идти его
им не хотелось... Потом они все же собрались и вслед за Лешей, Ирой и Ильей удачно миновали это препятствие. При этом
они махали веслами как ветряные мельницы, что, наверное, позволило слегка приподняться над уровнем воды и не задеть
некоторые камни ;-))
Андрей и Саша проходят порог Корбикошки
Сразу за порогом Корбикошки реку пересекает по мосту дорога. Проход под мостом возможен везде. Слева, куда идет
основная струя, после моста лежат какие-то страшноватые камни, а справа - мель. Мы шли справа и пришлось вылезать
из байдарок.
После прохождения Корбикошек все как-то расслабились, юбки никто одевать не стал. По лоции после моста следует два
небольших порожка. Они оказались действительно небольшими, но бурными, так что всех (!) залило и пришлось остановиться
на правом берегу около избы, чтобы немного просушиться и перекусить. Сварганили чаек и закусили его сушечкой.
Вечереет. Впереди еще "четырехступенчатый порог Лебикоски" и, в общей сложности, километров 10 до Линдозера. Идем дальше.
Недалеко от моста видели катамаранщиков, они встали на стоянку где-то на "верхотуре" - Леша их вообще не заметил.
Мест для стоянок не наблюдается, придется все же идти до озера.
Первая ступень порога Лебикоски довольно мощная, но проход простой и очевидный. Последующие ступени представляют из себя
череду шивер. Здесь ничего не просматривали, в основном благодаря Илье, который после прохождения первой ступени махнул
рукой вперед и сказал: "А пойдемте без просмотра". Солнце почти село, вылезать из лодок не хотелось и мы очень весело
скатились по шиверам.
Суна перед впадением в Линдозеро разбивается на несколько проток, проходя через ламбину. Здесь вполне можно заблудиться
и долго искать выход из этого природного лабиринта, но мы последовали совету из лоции и "придерживались левых проток",
что в конце концов привело сначала к устью маленького ручья, впадающего слева (обозначен на карте), потом к
оз.Дяньгаслампи и, наконец, к выходу в Линдозеро. К этому моменту уже стемнело и опять, как и пару дней назад
на Пяльвозере (а еще раньше и на Гимольском), пришлось искать стоянку с помощью бинокля. Несколько стоянок
есть на большом острове напротив устья реки, там мы и остановились...
- Скажите, какова вероятность встретить на улице динозавра?
- Пятьдесят процентов.
- Почему???
- Либо встречу, либо нет.
Женская логика. Избранное.
Дневки обычно проходят по похожей схеме, если некуда особенно податься, да и хочется отдохнуть после вчерашнего
перехода... Не стала исключением и эта: долгий и здоровый сон, купание-загорание, преферанс, наблюдение за большим
лагерем "организованных туристов" на противоположном берегу и за мучениями экипажей двух рафтов, борющихся со встречным
ветром...
Под вечер (или, скорее, ближе к ночи) решили жарить блины и устроить праздник. Поскольку Ира с Ильей уезжают
в Москву раньше дня рождения Андрея, а у Иры день рождения на следующий день после Андрюшиного, решили отпраздновать
сегодня все дни рождения за текущий месяц. Начало праздника, правда, было подпорчено Лешей, который обидел Ирку,
лишив ее возможности съесть понравившийся блин...
Андрей, в который уже раз празднующий день рождения в походе, подготовился, как обычно, хорошо (сказывается большой опыт),
и на столе появилось: шампанское "Новый свет", зефир и консервированные ананасы. В этом году он не рискнул возить
с собой свежий ананас, как в 2000-м - побоялся, что нежный фрукт испортится.
После этого кулинарного изобилия (увидев которое, наши друзья-горники, наверное, ужаснулись бы), разговоры почему-то
перешли на тему женской логики и оставались в этом русле довольно долго, вызвав жаркие прения между Лешей, Ильей
и Ирой. Закончилось все мирно, шампанское допили, от ананасов не осталось даже сока и все разошлись спать по палаткам.
Ночь сегодня выдалась холоднее всех предыдущих, видимо, к перемене погоды.
С утра погода прохладная, сильный ветер, небо затянуто облаками, иногда накрапывает небольшой дождь. Проснулись
позже, чем планировали - сказалось вчерашнее празднование. Пока собирались, видели "хвост" группы байдарок,
неизвестно откуда возникшей посередине озера.
Линдозеро небольшое, поэтому несмотря на ветер, легко его преодолели и вошли в Суну. Прошли мимо деревни и на
дальнем ее краю догнали увиденную ранее группу, состоящую из семи или восьми байдарок. Кстати, опасения Ильи по поводу
возможности схода в Линдозере, были напрасными - деревня не производит впечатление заброшенности и несколько
легковых машин мы видели. Кроме местных машин, сюда еще явно приезжает какой-то транспорт, забрасывающий
"организованных" туристов.Так что при необходимости здесь можно сойти с маршрута.
После деревни следует мост и за ним порог, судя по лоциям, II-й категории. Мы его осмотрели с берега, но ничего
сложного не усмотрели. Пока осматривали, та группа обогнала нас и, посадив пару байдарок на камни, успешно прошла
порог. Мы спокойно прошли следом. Вообще эти "организованные" ребята интересно ходят - "гуськом". Впереди идет
руководитель, показывает "дорогу", а остальные пытаются идти точно по его траектории. Когда же кто-нибудь из них теряет
ниточку движения, чувствуется, что ни управлять байдаркой, ни хоть как-то смотреть на воду их даже не пытались учить...
Далее следует шивера Шильмятойкоски. На стоянке следом за ней встретили опять ту группу и немного пообщались
с гидом - приятным и разговорчивым мужиком. Далее прошли симпатичный порог Ковеланлиете-коски, также отмеченный
в лоции как порог II-й категории, но на деле совсем простой. Видимо, эти категории относятся к весеннему уровню воды,
а летом для некоторых порогов сложность, конечно, понижается.
Вид на начало порога Ковелалиете-коски
Следующим категорийным препятствием должен был стать порог Сухой. Мы считали перекаты и порожки, чтобы не пропустить
его, а когда, наконец подошли к нему, оказалось, что порога-то на самом деле нет, а есть разлившаяся река с разбросанными
по руслу редкими камнями. Место здесь, конечно, очень красивое - в своем роде "сад камней".
За Сухим порогом, на левом берегу, в устье небольшого ручья, есть место, про которое говорится во всех дневниках
и лоциях (этот опус - не исключение). Это большая стоянка на высоком берегу, в соснах. В нашем случае она оказалась
занятой - там стоит еще одна организованная группа с большими синими палатками. Но, оценив издали ситуацию, мы успели
заметить небольшую стояночку тоже на левом берегу, не доходя метров 300 до ручья. По плану мы должны были остановиться
сегодня между Сухим и Длинным порогами, но учтя, что за нами следом идут еще две группы (уже знакомая на байдарках
и еще одна - на катамаранах, которую мы обогнали незадолго до Сухого), мы решили не отказываться от хорошего места
для ночевки.
Вид со стоянки
Хороший летний вечер прошел под разговоры и песни, прекратившиеся только поздно ночью...
В это утро дежурным был Леша. Проснувшись по будильнику, установленному еще в прошлое дежурство на 8 утра и не придав
значения времени (а на самом деле даже не посмотрев на цифры), Леша встал, начал рубить дрова и готовить завтрак. Все
было готово около половины десятого (при "правильном" подъеме в 10), осталось только достать сыр и изюм. С просьбой
достать данные продукты ранний дежурный и обратился к Андрею, но был послан... еще полчаса позаниматься своими делами.
Потом, через полчаса, все встали, позавтракали, и снова разошлись спать. Сегодня был анонсирован короткий ходовой день
(нужно дойти до Викшеозера) и народ расслабился. Вышли только около часа.
Пройдя большую стоянку, преодолели простую шиверу, а затем шиверу Каданлоама (обозначена как II категория). Вообщем,
ничего сложного, но мелковато и много камней. Илья и Ира взяли слишком влево и сели на камень. Сошли нормально,
хотя и имели все шансы перевернуться.
Затем нас ждал порог Длинный. Его осматривали по левому берегу, но не до самого конца (он действительно длинный,
в общей сложности, метров 800, наверное). Начало простое - по струе обходим слева группу бочек справа, потом
прижимаемся к правому берегу. Тут, при желании, можно зачалиться. Перед резким поворотом налево в русле полно
обливняков, которые поначалу выглядят сплошным каменным забором, но проход между ними возможен наискосок. Затем
следует поворот реки и, прижимаясь к левому берегу, струя выходит на спокойную воду. Здесь на высоком левом берегу
есть неплохая стоянка и на ней стоит встреченная нами ранее "организованная" группа с разговорчивым гидом. Леша
проходил порог первым и пока ожидал остальных, поговорил немного с этим дядькой. Он рассказал о нескольких сложных
("сложнее чем этот") порогах дальше по реке, в частности о Ледяном. Слова его были восприняты с недоверием, потому
что, судя по нашей лоции, Длинный самый сложный порог и за ним есть еще пара достойных внимания - Блин и Ледяной.
Пока разговаривали, Леша уже начал волноваться из-за отсутствия отстальных. И тут из-за поворота выходят Андрей
с Сашей, а буквально сразу за ними - Илья с Ирой. Такая смена порядка показалась неожиданной. И не зря. Только пройдя
порог, Илья не останавливаясь ни на минуту, с силой погреб к правому берегу, где виднелась небольшая полянка.
А байдарка в полузатопленном состоянии. Оказалась - дырка, да еще какая! Рука спокойно влезает! И в придачу еще
по стрингеру протертость до дыры. Тот самый заборчик каменный сработал.
Вынужденная стоянка с ремонтом длилась долгих 5 часов. Пришлось практически полностью разобрать пострадавший Таймень,
нарезать кучу заплаток и извести почти все запасы клея. Ирка с Ильей хоть делом занимались, а вот остальные изнывали
от безделья. Бережок так себе, полежать толком негде, купаться неудобно. Наконец, ремонт закончился и пока клей
подсыхал, все кроме Леши сходили еще раз посмотреть на порог. Илья все пытался разглядеть то место, на котором их
приложило, но безуспешно - далеко и совершенно другой вид имеет порог против течения.
Тем временем наступил вечер (половина девятого или даже девять). И надо идти дальше, потому что стоять совершенно негде.
Погрузились, пошли. Почти сразу за Длинным следует перекат Корбикошки-2 (как его классно назвали в одном дневнике -
"Корбикошки возвращаются") и далее еще несколько несложных перекатов.
Порог Блин, который встретился дальше, осмотрели. Порог короткий, но на выходе надо довольно точно вписаться в струю
между двумя бульниками. Все экипажи при прохождении сказали "блин!", потому что в сливе оказалась невидимая плита. Так,
видимо, и родилось название порога. За порогом есть стоянка, но она занята и мы опять идем дальше.
Далее следует маленький перекат с правым поворотом (его нам пришлось проходить почти вслепую из-за светившего прямо
в глаза солнца и бликов воды), за ним прямой быстроток практически без препятствий. Потом поворот реки направо
почти на 90 градусов и это уже начало порога Ледяной. Его прохождение оставило, наверное, самые приятные впечатления.
Сначала это не очень быстрая шивера с небольшим количеством камней, потом река резко поворачивает налево, впереди и
внизу открывается гладь спокойной воды. Долго наблюдать, правда, не приходится, поскольку течение ускоряется,
появляются камни и валы. Через метров 200-300 приятного катания, река, проходит между высокими скалами и успокаивается.
Это последний порог. Надо сказать, что до того, как уровень воды в Викшеозере был поднят плотиной в Гирвасе,
порог Ледяной представлял собой, видимо, что-то вообще потрясающее... Но и сейчас это одно из самых красивых мест
на реке.
На скале слева остановилась группа на рафтах, за которой мы наблюдали пару дней назад на Линдозере, во время дневки.
Они собираются сегодня идти до Гирваса. Наша цель скромнее - найти стоянку. Вообще берега Суны после Ледяного
не изобилуют красивыми местами и хорошими стоянками. Но все равно все встреченые стоянки заняты.
К тому моменту, когда мы дошли до слияния Суны и Семчи, солнце село. Здесь нам довелось наблюдать очень красивый закат
и даже запечатлеть его на фотопленку.
Когда мы наконец-то добрались до Викшеозера, то увиденное нас, мягко сказать, удивило. Все берега озера светились
огоньками костров. Сколько же здесь туристов! Найти стоянку, да еще в сгустившейся темноте, оказалось совсем непростым
делом. Хорошо, что кто-то с противоположного берега (потом оказалось, что там стояла группа катамаранщиков из Питера,
вооруженная бензопилой) подсказал место.
Ира и Илья уходят в Гирвас завтра утром. Во время готовки ужина Леше что-то так захотелось домой, что он даже решил
идти с ними. Андрею и Саше, это, правда, совсем не понравилось, и они в соответствующих выражениях убедили отщепенца
остаться еще на денек.
Ира и Илья, проснувшись рано утром и успев собраться посуху, по конец сборов были вынуждены прятаться в маленькой
Лешиной палатке от сильного дождя. Немного переждав, они попрощались и ушли в Гирвас.
Оставшиеся долго спали, потом ели - доедали оставшиеся припасы. Несмотря на то, что часть продуктов осталась
у Коли и Иры, кое-что сохранилось до последнего дня. И не так чтобы совсем мало ;-)
Тут следует сказать, что с начальником Леши, который вез от Поросозера переданные ему Ирой и Колей продукты для нас,
встретиться так и не довелось. И легенды про канистры спирта так и остались непроверенными...
|
Потом занимались кто чем. Периодически шел дождь, небо оставалось занянутым тучами весь день. А под вечер погода и вовсе
разошлась: только мы принялись готовить ужин, как пошел ТАКОЙ ливень, что через несколько минут на месте нашего костра
оказалась лужа, а палатки спасло от полного намокания дна только очень интенсивное окапывание... Оставшись без ужина,
туристы залезли в палатку и решили сообразить на троих спирту, использовав в качестве закуски тушенку, сырой лук,
приправу "Вегета", лимон и чай со сгущенкой. Признаться, спирту выпили буквально по глоточку, несмотря на то,
что Андрей возмущался и кричал: "Давайте пить спирт, давайте пить спирт!".
Ближе к ночи дождь прекратился. Засыпали под пение катамаранщиков с противоположного берега.
Наутро позавтракали, упаковились и сфотографировались на память на берегу.
Отчалили. Дойдя до залива, уходящего от основного плеса Викшеозера к Гирвасу, остановились искупаться - уж больно
хороший там песочек и место глубокое. Купались, пользуясь отсутствием женщин, нагишом - что может быть приятнее?
В Гирвасе пристали рядом с плотиной, на правом берегу. Погода неустойчивая, периодически накрапывает небольшой дождик,
но несмотря на это, вещи удалось более-менее просушить.
Машину здесь поймать не удалось, пришлось идти в поселок. Там удалось легко договориться о проезде до Петрозаводска.
Цена - 600р. До Кондопоги можно уехать рублей за 300. И еще ходит автобус до Петрозаводска, но узнать его расписание
не удалось.
Часа через полтора мы оказались на знакомой привокзальной площади Петрозаводска. Купили билеты, позвонили домой,
закупили пиво и рыбку в поезд.
В поезде мы заняли два нижних и одно верхнее место в плацкартном купе. С нами ехала какая-то женщина, показавшаяся
то ли учительницей, то ли библиотекаршей. Наш вид и совсем невинная батарея из 9 баночек пива,
вызвали у нее уныние на лице ("вот ведь не повезло"). Правда, когда мы употребили под соленую рыбку большую часть
из этого и начали разговаривать на темы религии, культурного наследия, судьбы страны и мира и далее в том же духе,
лицо ее приобрело выражение скорее недоуменное, чем разочарованное... А, может, нам только показалось :-)
Утром следующего дня поезд прибыл на Ленинградский вокзал. Поход завершен. Саша купил билет на дневной поезд
до Нижнего, а мы с Андреем отправились по своим городским берлогам - жить и вспоминать хороший поход по Суне.