Log on Дневники
   
Карелия, р.Чирко-Кемь, июль-август 2006 года
Чирко-Кемь, 2006 год
Дневник похода по маршруту ст.Сонозеро - р.Чирко-Кемь - пос.Юшкозеро
Автор: al
28.07. Отъезд
Уезжаем в пятницу, как обычно. В мурманский поезд садимся совсем маленькой компанией – Ира, Коля, Андрей и Леша. Чуть позже на маршруте к нам должны присоединиться Илья и Ираклий. Саша не едет с нами по обидной причине проблем с русским посольством в Лондоне – не сделали вовремя паспорт. Катя и Вадим тоже не смогли поехать, но любезно предоставили снаряжение – видеокамеру, лодку для Ираклия и спирт.
Погрузка в поезд прошла без приключений и мы даже все вместили в наше купе – учитывая то, что мы везем три лодки (двухместный "Рафтмастер", немаленький Андрюшин "Таймень" и Лешину одноместную "Маринку") и продукты на всех, в том числе на присоединяющихся на маршруте.
Само собой, что после посадки мы не разошлись спать, и ведущему правильный образ жизни Андрею пришлось наблюдать наши слегка нетрезвые физиономии и слушать разговоры до 3 или 4 утра. Впрочем, кажется, это его не сильно расстроило.
29.07. Неизвестная станция
"А с платформы говорят – это город Ленинград"
С.Маршак "Рассеянный с улицы Бассейной"
Проснувшись, Леша увидел большой город, в который медленно въезжал наш поезд. Попытка напрячь сонный мозг ни к чему не привела, и кроме Волховстроя и Лодейного Поля ничего в голову не приходило. Но Волховстрой мы должны были проехать раньше, ранним утром, а Лодейное Поле вспоминалось по предыдущим годам как довольно маленький городок. Вообщем, в голове была какая-то каша. Тем временем поезд въехал в большой современный вокзал. Все казалось незнакомым. Леша вспомнил, что несколько лет подряд при проезде через Лодейное Поле мы видели попытки строительства нового вокзала, но все же как-то не очень верилось в такой прогресс за один год.
Проснулась Ира и сходу сказала, что это Петербург. Ей, конечно, никто не поверил – ну кто не знает, что все мурманские поезда идут мимо Питера. Особенно не поверил Коля, который крайне нежно относится к Питеру и не мог поверить в такой неожиданный приятный сюрприз.
Но, какой бы невероятной не казалась действительность, этот новый и красивый вокзал оказался Ладожским вокзалом города Санкт-Петербурга. И тут стало понятным, почему поезд идет до Карелии на два часа больше. Теперь все мурманские поезда идут через Петербург. При покупке билетов мы чуть было по привычке не купили билеты на 212 поезд – спасибо Коле, заметил оплошность – а если бы купили, то сильно рисковали не успеть в Петрозаводске пересесть на поезд до Сонозера.
Едем хорошо – пьем, едим, разговариваем и играем в дурака. Только, по словам Коли, едем слишком быстро – он никак не может почувствовать ощущение похода.
В Петрозаводск прибыли с небольшим опозданием. Что очень удачно – на ту самую платформу, с которой отправляется костомукшинский поезд. Все, кроме Леши, ушли в город за покупками – пеной для бритья, емкостями непотопляемости для "Тайменя", книгами из местного букинистического магазина (посещать этот магазин уже становится доброй традицией).
Поезд подали заранее. Погрузились легко – вещи не забыли свои места из предыдущего поезда. До Суоряви допили остатки эля, вышли погулять и легли спать.
30.07. Начало маршрута
Во многих лоциях по реке Чирко-Кемь авторы советуют договариваться с машинистом в Суккозере (здесь меняют тепловоз) с целью остановить поезд на мосту через реку. Пожалуй, это неплохая идея, но мы проспали Суккозеро.
Прибыли на станцию Сонозеро в 3:30. Вместе с нами выгрузились еще две группы. Одна группа, довольно многочисленная, идет на Волому (собираются заброситься ниже обычно места начала маршрута по этой реке), а другая группа, состоящая из двух парней, идет, как и мы, на Чирку.
На станции в этот ранний час полная тишина, ни одного человека и ни одной машины. Прикинув, сколько времени можно ждать машины для заброски, решили тащиться своим ходом, тем более, что не так уж и далеко. От станции идет дорога, которая сначала немного отходит от путей, а потом возвращается к переезду. По ней от станции до переезда около 500 м. Можно идти и по путям, это несколько ближе, но половину пути придется идти по шпалам, что с грузом не очень удобно.
На переезде встретили попутчиков – упоминавшихся раньше двух парней. Они было пошли по путям дальше в сторону моста через реку, но в определенный момент засомневались в правильности пути. Произошло небольшое совместное совещание. В нас была все же сильна вера в правильность генштабовских карт, поэтому Леша решил сходить на разведку вдоль путей и найти все-таки мост. Конечно, мост оказался на месте и через некоторое время мы начали волок к месту стапеля. От переезда нужно идти некоторое время по путям, затем слева и справа от путей появляются тропинки, а затем справа подходит дорога, которая и приводит к реке. От переезда до реки примерно 1,5 км.
Наши попутчики несут очень мало вещей – только лодка и рюкзак, поэтому они сразу от нас оторвались и бодрым шагом двинулись к реке. У нас же много вещей и продуктов, поэтому весь волок, если считать от станции, занял около трех часов.
Погода пасмурная и прохладная, около 15C. Вода в реке – очень холодная. Как позже рассказали нам мужики, сплавлявшиеся по реке за неделю перед нами, стояла очень холодная погода. Уровень воды в реке низкий.
После сборов, упаковки и завтрака вышли. Пока к нам не присоединились Ираклий и Илья, мы идем следующим порядком – Ира и Коля на рафте, Андрей на "Таймене" и Леша на "Маринке".
В начале маршрута все лоции несколько странно оценивают километраж, но, впрочем, это и не так важно. Первый порожек короткий, просмотр с воды. Затем пара перекатов и короткий П2 (примечание: все номера препятствий даны по книге Шилова). Рафт пошел без осмотра, а Андрей с Лешей осмотрели – и правильно сделали, поскольку на берегу оказалось полно черники. При прохождении порога оба застряли на одном и том же камне – как раз напротив черничного места. Коля получил прекрасную возможность для видеосъемки – модели не только не вылезали из кадра, но еще и выделывали в своих лодках различные па, пытаясь слезть с камня.
Дошли до первого завала. Вообще забавно – на Чирко-Кеми есть два многолетних завала, которые являются прекрасными ориентирами и уже давно вошли в лоции – надо думать, уже навсегда – не думаю, что когда-нибудь они исчезнут. Первый находится на разбое (а может быть, это разбой появился из-за завала) перед высоким обрывистым берегом, на котором можно встать на стоянку. Обнос примерно 150 метров. После окончания обноса пообедали.
Первый завал
Погода улучшается. Уже почти всегда ясно.
Далее сразу за левым поворотом реки следует перекат. Затем порожек перед разрушенным мостом. Пролет моста, под которым проходит основная струя, разрушился до конца, поэтому проблем с проходом не возникает (судя по одной из лоций, раньше были). Порожек лучше все же осмотреть, чтобы не драть шкуры байдарок на камнях. Прошли чисто.
"Дальше тянутся луга" – так говорится в одной из лоций. Конечно, луга не в среднерусском значении этого слова. Просто относительно небольшие участки прибрежной поймы поросли симпатичной на вид травой. Кое-где попадаются укрытия для сена.
Река входит в озеро Верхнее (по логике вещей) и Нижнее (по карте) Шулгоярви. Шилов отмечает стоянки на южном берегу в соснах, но они, видимо, посещаются автомобилистами, вытоптаны и замусорены. Есть стоянка на правом берегу после входа реки в озеро – не очень понравилась. На противоположном берегу, стоянка с табличкой "Все в твоих руках" была бы просто прекрасной, если несколько лет назад ее не изуродовал низовой пожар. Сейчас следы пожара уже не так заметны, но без них было бы лучше.
В заливе рядом со стоянкой обнаружилось интересное место, где прошел небольшой смерч. Деревья повалены в радиусе 150 метров. Очень интересно смотрится кусочек берега, поднятый вместе с корнями большой сосны на трехметровую высоту.
На стоянке и вокруг нее нашли много грибов, но большинство из них мы не знаем – жалко нет Вадима.
Поскольку на стоянку встали рано, все разбрелись и занимались кто чем. Ира принимала солнечные ванны и читала, Леша после неудачной ловли рыбы склеивал герму для гитары, а Андрей с Колей спали. Ужинали уже после заката.
31.07. Первые пороги. Ночные поиски стоянки.
Проснулись немного позже, чем планировали, но вышли нормально, в начале двенадцатого. Немного дальше на озере встретили наших попутчиков, они тоже собираются выходить. На мысу, за которым находится выход в реку, обнаружилась очень неплохая стоянка – к сожалению вчера мы пропустили упоминание о ней в лоции. Вообще озеро Верхнее (Нижнее?) Шулгоярви отличается обилием стоянок. Также есть хорошая стоянка далее, в протоке между озерами (несмотря на то, что в имеющихся у нас описаниях указано, что в протоке стоянок нет). Она находится на правом берегу примерно на расстоянии 2/3 длины протоки.
Отмеченный в одной из лоций трос, пересекающий реку, существует, но не мешает проходу – середина его лежит на дне.
На озере Нижнее Шулгоярви есть хорошее место для стоянки у выхода реки. Место видно издалека и явно пользуется популярностью. Озеро очень симпатичное, панорама окружающей местности радует глаз.
Снова вышли в реку. Через некоторое время нас обогнали наши попутчики. Мы же увидели хороший берег и остановились для купания.
Далее в течение некоторого времени берега у реки высокие, есть места для стоянок.
Дошли до второго завала. Обнос по правому берегу около 50 метров, неудобный выход и заход, много комаров. Постарались как можно быстрее обнестись и пошли дальше.
Проходим несколько мелких порожков, не представляющих сложностей (4 порожка). Следом за ними, после плеса, короткий порог с узким сливом в конце. Заслуживает осмотра, если не хочется рисковать дыркой в шкуре байдарки. После этого порога, примерно через 500 метров начинается порог Грядовый. Начало порога – шивера, а самое интересное – слив ~0,7 м – на повороте. Вообщем-то, по низкой воде порог несложный. Рафт прошел первым без просмотра и ребята показали, что остальным лучше посмотреть. Осмотр справа, здесь есть и место для стоянки (скорее для аварийной).
Пока Андрей и Леша осматривали порог и проходили его, Ира начала готовить обед и они с Колей снимали прохождение на камеру. Во время обеда обсуждали лоции, пытаясь понять, какой именно порог мы прошли – у нас есть некоторая путаница в привязке к препятствиям. В конце концов решили, что это был порог Грядовый (как потом и оказалось), но почему обе лоции проигнорировали порог перед ним – для нас осталось загадкой.
Понимаем, что до запланированного на сегодня места мы дойти не успеем (собирались вставать на стоянку после поворота реки на север).
Дошли до порога Валунный. Он находится перед небольшим озерком, обозначенным на карте, примерно в 3 км от Грядового. Перед порогом сначала идет небольшой порожек на правом повороте, потом участок быстротока с возможностью зачаливания, и за ним начинается порог. Осмотр порога слева. Название порога соответствует действительности – в нем в самом деле много валунов разных размеров. Проход для байдарок без осмотра может быть затруднен – трудно прочитать линию движения с воды и нужно попадать в несколько узких ворот. В конце порога при нашей воде струя разбивалась о большой камень и нужно было успеть повернуть по струе влево. Леша при прохождении не успел повернуть и сел на каменный "забор" справа от камня.
Во время осмотра порога подошли наши попутчики. Они стоят на озерке за порогом (признаться, мы рассчитывали на эту стоянку) и предлагали нам остановиться на их стоянке. После некоторых раздумий мы решили идти дальше, тем более, что нам неплохо бы немного сократить завтрашний путь, чтобы вовремя успеть к месту встречи с Ильей и Ираклием.
На озерке после порога "Валунный"
Время уже между 10 и 11. Берега реки высокие, но поросшие травой и совершенно не подходящие не только для того, чтобы поставить лагерь, а даже и просто выйти на берег... Темнеет. Признаться, мы немного приуныли, хоть и старались не показывать этого друг другу. Но нам повезло. Среди этих берегов в одном месте оказался просвет с высокими соснами и очень неплохая стоянка на 2-3 палатки.
После ужина сразу разошлись спать.
1.08. Встреча с Ильей и Ираклием. Пионеры.
"Пионер – всем ребятам пример"
Лозунг пионеров
Несмотря на подъем дежурных в 8:30, вышли относительно поздно, в 11. Попутчики нас обогнали. Берега реки симпатичные, но практически непригодны для стоянки, более того – практически нет мест, где можно было остановиться для купания. Так что то, что нам вчера попалась стоянка – большая удача. После нее нет мест очень долго (кажется аж до моста, но это неточно).
Прошли несколько порогов – мелких и простых.
Ориентир близкого моста – разбиение реки двумя островками на три протоки. Рафт прошел по средней, а байдарки – по правой. В результате и те, и другие вышли к правому пролету моста, а не к левому, как рекомендует лоция. Впрочем, проход есть и здесь, выглядит он даже более предпочтительно, чем рекомендуемый.
На мосту стояли двое. Оба были одеты примерно одинаково – поношенные джинсовые шорты, линялые кеды и футболки. Дополняли наряды панама и шляпа-"афганка". Если учесть то, что на реке в этот день было довольно прохладно, то вид этих праздношатающихся граждан вызывал легкое удивление погодой на суше. Это были Ираклий и Илья. Они неплохо доехали до места – с поездами проблем не возникло, машину на станции нашли легко и дорога до реки оказалась в хорошем состоянии. Рассказали, что в Муезерском у них проверяли документы, и что якобы через месяц здесь уже будет погранзона (примечание 2007 года: действительно, начиная с лета 2006 года согласно указам ФСБ в приграничную зону с особым режимом посещения попадали большие области Восточной Карелии – в том числе верховья Суны, часть Чирко-Кеми и другие популярные туристические места. К счастью, в 2007 году эти указы были отменены и приграничная зона опять стала "нормальной". См. ЗДЕСЬ ССЫЛКА.).
После моста слева есть небольшая полянка и на ней расположилось неожиданно много народу – кроме Ильи и Ираклия там собирается для выхода с маршрута небольшая группа с большой кучей грибов, с ними наши друзья коротали время за чаем. Еще рядом собирают свои катамараны "пионеры" - человек 15 парней и девчонок под руководством двух женщин-инструкторов.
После небольшой перепаковки вышли от моста. Группа, сходящая с маршрута, на прощание поделилась нами собранными грибами.
Река после моста спокойная. Идем не торопясь, по пути делясь новостями и первыми походными впечатлениями. Состояние после состоявшейся встречи какое-то расслабленное, торопиться уже особенно некуда – поэтому решили сегодня далеко не ходить и встать на первом хорошем месте. Такое место нашлось очень быстро – хороший высокий берег на левом повороте на правом берегу реки. Стоянка большая, можно поставить большое количество палаток. В глубине есть охотничий домик. Вокруг полно черники.
Мы выползли на берег, не торопясь поставили палатки и стали готовить обед. Как раз в это время нас нагнали "пионеры" на своих катамаранах. Бедные, идут по спокойной реке в касках... Может, оно, конечно, и лучше – пусть привыкают, не будет повода перед порогом снимать. Но вообще, видать, температура в касках явно повышенная – влияет как-то на мозг. Давно не встречался на маршруте с таким явным неуважением к чужой стоянке. Без всякого предупреждения и хотя бы формальной фразы типа "ребята, вы не возражаете, мы здесь остановимся ненадолго" они вывалили на берег, часть прошла за стоянку в лес, а остальные стали не обращая никакого внимания на нас, громко гомонить, курить, бросать окурки в наш костер, ходить лагерю как у себя дома. Вообщем, нам это было очень удивительно, мы делали друг перед другом большие глаза, но до поры до времени молчали, пытаясь уважать правила общежития. Леше, однако, скоро это надоело совершенно, и он попытался намекнуть одной из руководительниц, что так не делается в туристической среде. И если эта женщина восприняла замечание нормально, ничего, правда, при этом не сделав, то второй, которая подошла через пару минут, оно явно не понравилось, о чем она незамедлительно заявила в духе типа "вы что думаете, это ваша стоянка? Мы вообще можем сейчас встать здесь и все". Приятное общение, нет слов. Даже и не знаю – может быть они рассчитывали на эту стоянку, а мы их в этом обломали? Но надо же соблюдать хотя бы минимум приличий! К счастью, они все-таки собрали всех разбредшихся по лесу любителей черники и отчалили, оставив нам в подарок несколько окурков и фантиков на берегу.
Наконец-то стало тихо и хорошо. Мы спокойно уже пообедали и выпили разбавленного спирта за встречу.
Немного порыбачили, но неудачно. Погода портится – вокруг ходят низкие тучи.
После ужина немного посидели у костра с гитарой. Разогнал нас по палаткам начавшийся дождь. Только Леша с Ираклием еще некоторое время разговаривали под усиливающимся дождем. Разошлись они, только когда дождь стал совсем сильным.
Дождь шел непрерывно всю ночь.
2.08. Пороги Сухой и Ряжевый.
После ночного дождя утро выдалось хмурое и сырое. Нехотя встали, приготовили завтрак и начали собираться. Погода не шепчет совершенно. Правда, порой появляются просветы в плотных облаках и к моменту выхода со стоянки даже видно два кусочка голубого неба.
Дошли до порога Сухой. По нашей воде первые его ступени не представляют сложности – обычные перекаты. Последняя ступень имеет немного большее падение, но тоже несложная.
Дальше река меандрирует.
О меандрировании
Здесь нужно сказать, что слово "меандрирует" появилось в нашем лексиконе после весеннего похода по реке Уща. В одном из отчетов по этой реке это слово часто использовалось без объяснения значения. Поэтому после того, как мы вернулись домой, практически все бросились в Интернет за объяснением. Согласно Википедии (), меандрирование (от греческого Меандрос — древнего названия извилистой реки Большой Мендерес) - тип русловых процессов, схема деформаций в виде последовательных стадий извилистости речного русла. Под меандрированием понимается не только внешняя форма плановых очертаний русла, а определённый процесс, сводящийся к изменению плановых очертаний русла по определённой закономерности, а именно в форме развития плавно изогнутых извилин. При этом река может в течение длительного времени перемещать своё русло, сохраняя синусоидальную извилистость, или может формировать хорошо выраженные петли самых разнообразных очертаний, завершая их развитие прорывом перешейка.
Погода значительно улучшилась. После прохода Сухого порога солнце светило почти непрерывно.
Встретили несколько неплохих стоянок.
Порог "Ряжевый". Перед порогом большая ряжевая стенка, с нее можно осмотреть порог. По нашей воде никаких сложностей не представляет. Довольно много камней, в конце порога небольшой слалом. Ниже порога на правом берегу небольшая стоянка, мы здесь пообедали.
Идем дальше. Здесь красивые берега с соснами, но стоять негде – весь берег заросший травой и кустарником. Первую стоянку обнаружили на правом повороте, в небольшой заводи – очень уютное место. Здесь к берегу подходит дорога, хотя, похоже, пользуются ей не очень часто.
В принципе, по плану мы сегодня собирались идти дальше, но все немного устали и решили остановиться здесь, тем более, что вечер выдался хорошим – теплым и солнечным, а в такие вечера так приятно посидеть на берегу у костра, спокойно приготовить ужин, понаблюдать за красками неба, поговорить... Так мы и сделали.
3.08. Озеро Момсаярви.
Утро удалось на славу – погода прекрасная, светит солнце и ожидается жаркий день. Сегодняшний план – дойти до озера Момсаярви и встать там на дневку. Вышли около 12.
По пути пытались ловить рыбу, но безрезультатно.
Прошли остатки автомобильного моста, очень старого – на колеях дороги растут, видимо, уже 20-тилетние сосны. Подошли к устью реки Муезерки. Здесь на стрелке можно встать, хотя это и не лучшая стоянка. Сплав по Муезерке – это, наверное, самое популярное начало маршрута по Чирко-Кеми. Мы его рассматривали как запасной для Ираклия и Ильи, если бы им не удалось уехать из Муезерского до моста.
Вместе с нами на стрелке рек из Муезерки появилась группа "Щук". Ираклий воспользовался случаем и попытался "стрельнуть" сигаретку. Свои он не взял с собой специально, чтобы меньше курить. По этому поводу сразу вспомнилось несравненное творение Квадригина (http://lib.ru/TURIZM/nabajdarke.txt) и описание подобной ситуации оттуда.
После слияния с Муезеркой река течет широким руслом среди зарослей травы, лес в основном находится далеко от берега. Есть несколько мест, где лес подходит к берегу и можно организовать стоянку. Но, судя по всему, эти стоянки используются не так часто, поскольку все стараются дойти до озера Момсаярви. После красивого обрывистого берега еще примерно 500 метров до входа в озеро. На этом обрыве мы впервые за всю историю наших походов в Карелию видели гадюку. Казалось бы, их здесь должно быть полно, однако до этого нам не везло (или везло, как посмотреть).
Первое впечатление от озера Момсаярви у всех одинаковое – удивление смешанное с восхищением. Таких обширных песчаных пляжей в Карелии мы не видели никогда. Берег озера представляет собой практически сплошное место для стоянки. И даже если обойтись без легкого преувеличения – стоянок очень много. Причем следует сказать, что стоянки есть не только на правом берегу, как указывают многие лоции, но и на левом берегу, и на островках.
Когда мы появились на озере, оно было пустынно. Только где-то вдалеке, в месте выхода реки, стояла какая-то довольно большая группа (судя по ярким футболкам, это были наши знакомые "пионеры"). До вечера было далеко, погода стояла отличная и мы, не ставя лагерь, бродили по пляжу, а потом лежали, загорали, читали. Здесь нужно отметить, что у нас с собой неплохая библиотека – Ги де Мопассан, Чехов, учебник по французскому языку + ?????.
Стоянка, на которой мы остановились, находится сразу после впадения реки в озеро, на правом по ходу берегу. Она как бы открывает череду стоянок правого берега. Близился вечер, и с каждым часом его приближения плотность групп на метр пляжного пространства возрастала. Большинство из них тоже читали популярные лоции и поэтому стремились встать на правом берегу.
Еще когда мы только что пришли на озеро и осматривали его пустынные пляжи, Коля приметил недалеко от нашей стоянки хороший пень – очень подходящий для вечернего костра. Мы его хотели притащить сразу, но после того, как прошли половину пути, решили передохнуть и заняться им вечером. Ну а ближе к вечеру стали приходить эти многочисленные группы. Когда на правом берегу лучшим местом осталось место рядом с нашей стоянкой (как раз там на пляже лежал пень), а в протоке опять раздались голоса новой входящей в озеро группы, мы поняли, что пень находится в опасности быть сожженным совсем не теми людьми! Не теряя времени, Коля и Леша оттащили пень к нашему костру на глазах у изумленной группы, уже направившей свои катамараны к стоянке. Даже и не знаю, что они подумали про такое наше поведение. Надеюсь, что-нибудь хорошее.
Пень тащили не зря. Вечерний костер удался на славу.
4.08. Флотилия увеличивается.
Разумеется, на таком прекрасном озере было просто необходимо устроить дневку. Кстати, так же думали почти все группы, пришедшие вчера сюда.
За завтраком распределили дневочные роли. Ираклий и Коля отправляются в Тикшу за блинной мукой, Леша, Леша и Илья – собирать чернику. Андрей, кажется, просто решил похалявить и старательно делал вид, что сторожит лагерь.
"Черничная" группа переправилась на другой берег озера и провела несколько часов в прекрасном лесу, собирая ягоды.
"Блинная" группа отсутствовала долго. Уже успели вернуться в лагерь сборщики ягод, уже в голове давно бродили мысли об обеде, а их все не было. Наконец, из-за мыса на выходе реки появилась лодка. А за ней еще одна. Это несколько сбило с толку, но через некоторое время мы уже видели, что в каждой лодке сидит по одному человеку и что они направляются к нам. Да, думаю мы все читали книжки про пиратов – но чтобы вот так, среди бела дня раздобыть еще одну байдарку – это было ново. Впрочем, в некоторые головы закралась мысль, кому же в самом деле может принадлежать эта байдарка. И в скором времени в конце длинного-длинного пляжа появилась фигура человека, которого мы уже совсем не думали увидеть этим летом, хотя в самом деле было замечательно, что он сейчас шагал по песку в нашу сторону со своей неизменной улыбкой на лице. Саша, возможно тебе показалось, что мы были недостаточно удивлены твоим приходом и не так сильно радовались, как могли бы – но на самом деле наша радость была большой, просто дело в том, что незримо ты все равно был с нами и твое появление во плоти только упорядочило гармонию мира, а потому казалось таким естественным.
Итак, Саша, преодолев все кордоны Англии и России, присоединился к нам на озере Момсаярви. Подошли Коля и Ираклий, началась выгрузка продуктов. Купили все, что угодно – пива, молока, майонеза, свежих яиц... Кроме одного – того, за чем их посылали так далеко. Блины находились под угрозой. Положение спасла идея пойти к соседям и обменять у них муки на что-нибудь из наших припасов. Так и сделали – натуральный обмен муки на яйца состоялся к обоюдной радости.
Обедали по-праздничному. К обычному супу добавилась удивительно вкусная здесь яичница с беконом. Слушали рассказы Саши – как его высаживала у побережья Белого моря подводная лодка Королевских ВМС, как потом на вертолете забрасывали в район поселка Тикша, как потом он опрашивал встречные группы ниже и выше по реке насчет нашей группы.
Коля и Ираклий рассказали про строгие порядки в поселке Тикша. Водка и вино в местных магазинах отсутствуют как класс, есть только пиво (примечание: позднее одна из групп нам рассказала, что при большом желании можно купить из-под полы). Зато оказалось, что тут живут очень гостеприимные люди - местная жительница напоила наших друзей чаем и накормила прекрасными блинами.
Дошло дело до блинов. Сделали тесто, но что-то было не так – жариться оно отказывалось напрочь. Булькало на противне, но не застывало в виде блина. Что только не делали – и яйца добавляли, извели ценный продукт, а толку – чуть. Видимо, не хватало главного ингридиента походных блинов – Кати Богдановой (Кирсановой). И очень жалко, что из-за мыса не появилась в этот вечер еще одна байдарка – с Катей и Вадимом (Вадим бы, конечно, по дороге прихватил бы пару щук на уху).
Вечером отлично посидели – пили пиво, пели песни.
5.08. Момсаярви – Андронова Гора – Челгозеро.
Снятие с дневки проходит тяжело. С утра погода пасмурная, но к моменту выхода проглядывает солнце и вышли мы уже по солнцу.
На выходе в реку есть несколько хороших стоянок. Выходов вообще говоря, два. Правая протока значительно короче. Ниже по реке несколько хороших стоянок.
Дошли до Калмозера. На входе в озеро есть стоянка справа. Вообще на Калмозере встать можно, что бы ни говорили другие лоции. Хотя, конечно, на Момсаярви и на реке после него стоянки получше.
Перед выходом на главный плес Калмозера купались на длинной песчаной косе.
Дальше был долгий переход до Андроновой Горы. Здесь перекат под мостом. После моста обедают наши знакомые "щуководы". Мы же решили дойти без обеда до Челгозера и там встать на стоянку.
Путь оказался неожиданно долгим, но в конце концов сквозь заросли тростников мы увидели Челгозеро. Стоянки здесь есть. Мы встали на высоком берегу с соснами справа от впадения реки. На этой стоянке, кроме отличного вида, есть еще туристическая баня, а также дары природы – черника, брусника, морошка. Небольшой минус – у берега мелко и купаться затруднительно.
На Челгозере
На стоянку встали относительно рано, времени до вечера оставалось много, и вся команда наслаждалась отдыхом, природой и погодой.
Чуть позже задул сильный северный ветер, начала наползать синяя туча, но дождь так и не пошел – видимо испугался нашего наспех поставленного тента.
6.08. Пороги Кривой и Тахко-падун.
С утра погода пасмурная, но дождя нет и тепло. Пересекли Челгозеро в направлении истока реки. Здесь встретили несколько групп. Новые "пионеры", красно-синий большой кат, "щуководы".
После истока реки через некоторое время – железнодорожный мост. За ним начинается порог Наккопорог в двух протоках, разделенных островом. Можно идти любой протокой, слева короче и, кажется, полноводней.
Далее пороги и перекаты следуют регулярно и мы местами не были уверены в правильности нашей привязки лоции к действительности.
После Наккопорога после поворота реки сразу еще один порог (Лоухи?). Куда подевался порог Карежка, даже и не знаю – мы его не обнаружили.
После небольшого плеса на правом берегу изба. Далее два переката, разделенные плесом. Впереди виден автомобильный мост, под которым находится порог Чавго. Порог несложный, можно идти любым из двух центральных пролетов.
Далее через некоторое время и пару перекатов – порог Хауда. Порог с двумя плавными поворотами и достаточно сложный.В конце порога на левом берегу красивые скалы. Ираклий зацепил в в "бочке" камень днищем, перевернулся, и закончил сплав сидя верхом на перевернутой байдарке. В днище обнаружилась большая пробоина, но останавливаться для обстоятельного ремонта не стали, ограничившись временным ремонтом с помощью скотча.
Порог Кривой, осмотр слева. Перед порогом на левом берегу есть небольшая сырая полянка, где можно при необходимости встать. Здесь же тропа обноса и осмотра.
Порог интересный, с резким левым поворотом в середине, большими валами после поворота. В конце порога правый поворот реки, ряж на левом берегу и красивые скалы по обеим берегам. По нашей воде можно было идти либо по валам, либо, на повороте зайдя точно под левый берег, пройти по маленькому тихому сливу.
Первыми порог прошли Ира и Коля. Потом Андрея и Илью при попытке зайти под левый берег "положило" в "бочке". Байдарка ушла вперед, ее ловила Ира, Андрею Коля очень точно бросил "морковку", а Илья выбрался самостоятельно с небольшой помощью догнавших нас "щуководов". Сушились под скалой на камнях, куда Ира транспортировала затопленную байдарку. Остальные прошли порог без проблем.
Следом за Кривым, через 100-150 метров находится Тахко-падун. Порог красивый и в нашу воду вполне проходимый, по сути, везде – справа по мелководью, по центру с прыжком с гряды (каркасные лодки цепляют кормой) или слева (здесь нужно очень точно взобраться на стоячий вал и потом удержаться в "бочке"). Осмотреть порог можно с обоих берегов.
К тому моменту, когда мы собрались проходить порог, снизу подошли "те самые пионеры". Они стоят на стоянке ниже порога и собирались тренировать прохождение.
Первыми проходили порог Ира и Коля на "Скауте", они шли по центру, удачно свалились с гряды, но потом, видимо, расслабились и слишком близко подошли к левому краю "котла", где сильная струя падающей воды легко перевернула казавшуюся такой надежной лодку. Они все-таки кильнулись – несмотря на все усилия, приложенные конструкторами "Рафтмастера"!
Проходившие следом Саша, Ираклий и Леша прошли порог без оверкилей. Леша неудачно зашел, из-за чего сильно проехал кормой по гряде и сильно повредил проклейку кильсона.
Саша в Тахко-падуне
Андрей решил проходить в одиночку по правой части порога, по маленьким сливчикам, поскольку было ясно, что идти на "Таймене", да еще и вдвоем через центр не представляется разумным. Зрители были вознаграждены практически цирковыми трюками – забросом весла в порог с последующим виртуозным сплавом без него по порогу и подхватом его из воды с воистину олимпийским спокойствием.
Команда на Тахко-падуне
Встали на стоянку ниже по течению, в районе островов, в виду белого парохода, который совершенно неожиданно оказался пришвартован на противоположном берегу сильно разлившейся в этом месте реки. Стоянка расположена на большом бугре с крутыми берегами.
Вечером обсуждали события дня и детали прохождений. Пели песни.
7.08. Утренний ремонт и вечерний переход
Утром были благие намерения встать и отчались пораньше. И, вообщем, все было бы выполнимо. Дежурные Ира и Коля, как обычно, все сделали вовремя. Но лодка Ираклия после оверкиля в Хауда-пороге требовала не совсем простого ремонта и этот ремонт затянулся. Не занятые в ремонте разошлись по палаткам спать и читать.
Наконец, ремонт был закончен, начали грузиться. И тут выяснилось, что теперь требует ремонта лодка Коли и Иры, причем проблема довольно серьезная – надорвался в основании шланг, через который надувается борт их "Скаута". Заклеили клеем "Момент Кристалл", положенные 24 часа, конечно, ждать совсем не хотелось, поэтому ограничились часом. Пользуясь вынужденной паузой, пообедали.
Ремонт оказался удачным – Коля надул борт. Наконец-то вышли со стоянки в районе четырех часов дня.
После того места где мы ночевали (напротив "белого парохода") далее по реке есть неплохие стоянки.
Река в этих местах очень красивая, скорее похоже длинное озеро, местами напоминает озеро Кукас и Кичанские озера, но иногда проскакивают какие-то черты Чусовой. Течения практически нет.
Чирко-Кемь после Тахко-падуна
В заливах левого берега в районе большого острова (после прохода мимо горы Тахко) есть живописные стоянки. В проливе между островом и материком взяла на блесну крупная щука, но ушла, перекусив леску (поводка по причине безалаберности не было).
Дальше иногда попадаются стоянки, но не слишком хорошие.
Наконец река сужается. Слева впадает небольшая речка Тулож, затем Няугу. Места здесь болотистые, стоянок нет.
Подошли к Ледмозерским порогам. Первый порог с правым поворотом, с приличными валами (~ 0.8 м). Второй порог находится метров через 150 после первого и он попроще –короткий и прямой. После порога на правом берегу – стоянка. На ней стоит довольно большая группа, их рыбаки ловят в пороге и выше по течению.
Ире и Коле пришло в голову подойти к порогу снизу и попытаться войти в стоячие валы на выходе сбоку, таким образом смоделировав ситуацию, в которую они попали в Тахко-падуне. Надежда, что им удасться совладать боковым валом в этот раз была перевернута вместе с лодкой. Леша, который попытался повторить заход в вал сбоку на "Маринке", также был перевернут. Хотелось бы предупредить читаталей, что если в отчете какой-нибудь группы вы прочтете про "киляние" некоей группы в Нижнем Ледмозерском пороге – не верьте! Это была тренировка – по-настоящему перевернуться там очень сложно.
Ищем стоянку. Погода пугает облаками на горизонте, становится прохладно. Чуть ниже Ледмозерских порогов, на расширении реки есть стоянка, но там стоит знакомый красный катамаран и еще пара лодок. Нам остается только идти дальше, в надежде на стоянки в устьях Хяме и Растаса. Но, конечно, об этих стоянках знаем не только мы. Места там, кстати, не такие уж и хорошие – правый берег сильно крутой, а левый, наоборот, низкий и болотистый. И, тем не менее, нам подошла бы сейчас любая стоянка, но все они оказались занятыми...
Вечереет, холодает. Берега реки низкие, поросшие травой. Можно считать большой удачей, что удалось разглядеть в бинокль стоянку в заливе на левом берегу напротив бывшей деревни Чирко-Кемь. Единственный недостаток ее заключается в том, что залив мелкий и поэтому трудно добывать питьевую воду и совершенно не хочется купаться. А так вообще стоянка неплохая, находится на возвышенности и в приятном лесу.
Вообщем, несмотря на позднее время и накопившуюся усталость, устроились отлично. Поужинали. Погода отличная, ветер стих, а значит, что и завтра погода будет хорошая, в чем были сомнения у Леши.
Решили завтра дневку не делать, а зайти до стоянки на каком-нибудь пороге, чтобы покататься – предположительно на Сосновом.
8.08. Череда порогов и стоянка на разбое Шалсари
Проснулись и позавтракали не поздно, но несмотря на все усилия выйти пораньше вышли уже в начале первого. На выходе в основное русло встретили группу и, перемешавшись с ними и до порога Кильбо шли вместе. При впадении притока Ланец по правому берегу, в разливе реки, есть стоянка – здесь стояла уже знакомая нам "группа с таксами".
Перед порогом Кильбо похожий на озеро разлив реки, заросший лилиями – практически поле лилий.
Порог Кильбо, как и следующий за ним Омас, не представляют сложности. После небольшого плеса находится порог Никутный (Никутт). Его стоит осмотреть (по ряжу на левом берегу). В начале порога "бочка", обход по левой части, если нет желания войти в нее – по нашей воде это было вполне безопасно, Саша проверил. После бочки вторая ступень, состоящая из большого количества хаотично раскиданных по руслу валов, достаточно высоких (~0,7-1м).
После Никутного несложные пороги идут один за одним и довольно сложно связать их с названиями из лоций. Железные Ворота, Битуш (???), Руах, Ручей, Грядовый, Вигитус, Островной – в разных лоциях описаны по-разному. Одно можно сказать точно: после того как вы прошли порог, после которого в русле лежит здоро-о-овый валун, возвышающийся над водой метра на два или два с половиной, потом будет порог (видимо, это Островной) с двумя насыпями, струя проходит между ними. В пороге неожиданно высокие валы. Затем на левом повороте будет порог (Ручей?), потом, на правом повороте, простой порог Елоха. Далее разлив реки, за которым угадывается большое падение воды – это порог Рокконен.
Осмотр порога Рокконен в нашу воду удобнее было произвести по левому берегу. Вообще порог широкий, основная струя "гуляет" слева направо – поэтому осмотр порога с одного берега не дает полной картины прохождения, некоторые моменты только угадываются. Во второй половине порога струя разбивается на несколько мелких струй между большими плитами и камнями. Посередине порога на правом берегу есть улово, которое, впрочем, сложно достигнуть.
Саша, а за ним и Коля с Ирой прошли этот порог без просмотра. Хотя по нашей воде это было вполне безопасно для людей, но потереть шкуру байдарки о плиты при неудачном заходе вполне можно было, что и подтвердил Ираклий, который осмотрев только первую половину порога, во второй выехал прямо на большую плиту (чего не произошло бы после полного просмотра).
Отдых после порога Рокконен
После порога остановились на перекус на правом берегу. Посмотрели проход порога "пионерами" на катамаранах. Пошли дальше.
Совсем недалеко от порога Рокконен находится большой остров (с надписью на карте "ст.Сосно" - может быть стоянка Сосно?). В правой протоке высокие песчаные берега со стоянками, видимо очень обширными. Здесь людно и именно сюда направились "пионеры". Мы решили, что туда нам не нужно и пошли по левой протоке.
До впадения Соснового ручья продолжается плес. Далее начинаюся неожиданно бурные Сосновые пороги. Мы, прочитав их описание, несколько были удивлены несоответствием действительности с тем, что нам казалось тут будет. Самый сложный из Сосновых порогов – второй, в нем высокие хаотические валы. Кстати, люди, которые на развилке идут в правую протоку, к обширным стоянкам, лишены удовольствия покататься на этих порогах, да и вообще в правой протоке, похоже, порогов нет вовсе, только в конце мелкий и не очень удобный для прохождения слив.
После слияния проток со стоянками плохо – то есть их нет вовсе. Кстати, на Сосновых порогах тоже встать негде (пару дней назад у нас были планы здесь встать, чтобы покататься).
Пара перекатов, пара плесов. Пиленые стволы в русле наподобие противотанковых "ежей".
Снова плес перед островным разбоем Шалсари. Перед ним на левом берегу есть неудобная стоянка. Еще одна стоянка на высоком правом берегу есть после входа в разбой. Сам островной разбой – очень симпатичное место. Река здесь разбивается на большое количество пересекающихся проток, деревья нависают над водой образуя тенистые аллеи.
К хорошей стоянке, на которой, наконец-то можно было устроить хорошую дневку, нас, похоже, вела интуиция. Казалось, что и здесь нам не повезет со стоянкой – первая стоянка была занята, а далее окружающие берега не оставляли почти никакой надежды. Но забрезживший вдали маленький песчаный бережок оказался при ближайшем рассмотрении хорошей двухярусной стоянкой с отличным местом для купания (что почти сразу было подтверждено испытателями).
Рыбалка в этот вечер не задалась и Илья с Лешей после часа блуждания по протокам поймали только трех небольших окушков.
Вечером обсуждали тонкую грань, которая разделяет пишущую братию на "беллетристов" (по определению Андрея) и писателей. Как это обычно и бывает в подобных случаях в нашей компании, разговор в конце концов скатился к творчеству Стругацких, что тут же вызвало у Иры с Колей сонный приступ. Разговор перетек на футбольную тему, что, в свою очередь вызвало сонный приступ у Андрея и Ильи. Так, собственно и закончился этот вечер.
9.08. Дневка на разбое Шалсари. Вечерняя охота.
Утро дневки началось не рано – часов в 11. Проснувшиеся раньше всех Илья с Андреем, искупавшись, уселись на солнышке обсуждать широкий спектр философских проблем – отличие городской культуры от сельской, проблемы творчества Чехова и Мопассана и так далее. Постепенно пробуждающиеся остальные участники в первую очередь были отправляемы купаться – за что в последствии были только благодарны. Андрей же с Ильей перешли к сравнению позиций Аристотеля и Платона. Затронули Сократа. Диоген из соседней палатки-бочки в лице Саши защищал свою точку зрения. Вылезший Коля, все утро читавший Мопассана, обрушился с критикой на этого автора. Вообщем, утро выдалось бурным. Подоспевшая каша несколько сгладила различия во взглядах участников дискуссии.
После завтрака четверка преферансистов в лице Ираклия, Ильи, Андрея и Леши решила доиграть партию. Коля и Ира, предоставленные сами себе, уснули. Саша с увлечением читал книгу современного британского (кажется) автора на языке оригинала.
Через пару часов Ира с Колей и Лешей отправились за черникой для блюманже. Идти пришлось довольно далеко, возможно было лучше сходить на лодке выше или ниже по реке. Чернику нашли, а вместе с ней набрали еще и грибов.
Под вечер – еще один сеанс преферанса, наконец-то завершивший многострадальную партию. Андрей и Леша ставят пиво (чертовы финальные распасы).
Слегка раздосадованный результатами игры, Леша взял спиннинг и, привлеченный игрой рыбы, позабрасывал немного прямо с пляжика. Попались два приличных окушка. Перешел ниже по течению, к устью Иванова ручья. Через некоторое количество забросов взял щуренок, которого по малости лет пришлось отпустить после проведения операции по извлечению блесны. Некоторое время еще забрасывал, любуясь закатом... И как раз в тот момент, когда думал об отчете перед главным рыбаком Вадимом о рыбалке в походе, на блесну попалась щука. В принципе, Леша не думал поймать что-нибудь большое – в лучшем случае окуней. Поэтому блесна была маленькая, леска тонкая, поводка не было. А щука попалась большая. Когда над водой первый раз показалась ее спина, Леша понял, что нужно звать на помощь. Главный рыбак в Москве, поэтому сачка с собой не было. До коренного берега около двух метров по скользким камням, прикрытым водой. Помощь не заставила себя ждать - среди кустов послышался хруст под ногами Ираклия, Коли и Саши. Началась охота. Назвать этот процесс "рыбалкой" не поворачивается язык, потому что рыбалкой это было до момента, пока щука не сорвалась с крючка в паре метров от берега. Но судьба в этот вечер не благоволила к пойманной щуке...
10.08. Поселок Боровой. Стоянка на обрыве.
В этот день в первой половине дня дошли до поселка Боровой. Несколько порогов (Елисей, Олений, Лоухи, Горшок), но каких-то особых впечатлений о них не осталось. После порогов начинается многокилометровый плес с красивыми сосновыми борами по берегам. Остановились на правом берегу, немного не доходя до моста, и Саша, Коля и Ира отправились в поселок за продуктами.
Большинство групп заканчивает маршрут по Чирке-Кеми здесь. Мы же, после того как привезенное из поселка пиво, арбуз и еще какие-то продукты были погружены, пообедали и отправились дальше вниз по реке. Через некоторое время река проходит под железнодорожным мостом, здесь небольшой порог. Далее идут несколько перекатов и плес. Затем на реке расположен порог Ниласкоски, река в этом месте разделяется на несколько русел. После порога широкий разлив реки и на правом берегу виден высокий песчаный обрыв. Мы остановились здесь на стоянку. Сидели на обрыве, пили пиво, грелись на вечернем солнышке, вечером пели песни у костра и наблюдали луну.
11.08. Поселок Юшкозеро. Ночевка на сенокосе.
Небыстро собирались, поскольку сегодня идти немного. Фактически, получилась полудневка. Собирались встать где-нибудь неподалеку от поселка Юшкозеро на озерах, но, как назло, ни одной мало-мальски подходящей стоянки не находилось, как мы ни старались. В результате решили пройти дальше, сквозь поселок, и встали на чьем-то сенокосе, недалеко от дороги.
12.08. Домой.
Договорились о доставке до станции. Приехали заранее и долго болтались, сначала ожидая открытия кассы, потом ожидая погрузки и отправления. В кассе сильно кассирша сильно удивлялась нашему настойчивому желанию купить билеты именно в кассе, а не у проводницы в вагоне. Позднее, когда мы уже погрузились в вагон, факт наличия у нас "официальных" билетов, кажется, довольно сильно злил проводницу. К счастью, ехать нам предстояло только до станции Ледмозеро, откуда у нас уже были билеты до Петрозаводска и далее до Москвы.
В дневнике не отмечены детали нашей поездки домой, но, без сомнения, в такой прекрасной компании поездка не была скучной. Вообще поход удался на славу и, пожалуй, это был один из лучших наших походов.